ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Курс рубля сохранится провальный, считает экономист Дмитрий Потапенко.
«Мы вернулись во времена позднего Советского Союза».
Министерство финансов России, комментируя информацию агентства Bloomberg о грозящем нашей стране дефолте по суверенному долгу, заявило, что Россия полностью исполнила свои обязательства по обслуживанию государственных ценных бумаг, заплатив €26,5 млн. Глава ведомства Антон Силуанов подчеркнул что Россия будет рассчитываться с держателями российских еврооблигаций с помощью механизма, аналогичного схеме оплаты российского газа в рублях. По его словам, США и ЕС целенаправленно создают ситуацию, чтобы средства не дошли до адресатов. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков также отверг утверждения о наступлении в России дефолта по валютным долговым обязательствам.
О том, почему не стоит опасаться заявлений о гипотетическом российском дефолте, как россиянам лучше хранить свои сбережения и насколько потребители могут рассчитывать на параллельный импорт, рассказал экономист и предприниматель Дмитрий Потапенко.
Полностью беседу можно услышать в подкасте «Включите звук».
— В ситуации, когда против нашей страны введены самые разнообразные санкции, могут ли заявления со стороны Запада о гипотетическом дефолте серьезно повлиять на экономическое положение в России?
— Ничего не произойдет. Мы на международные рынки капиталов уже фактически не выходим. Денег у нас пока достаточно — в бюджете страны.
Одним словом, все хорошо, прекрасная маркиза. За четыре месяца мы перешли в состояние позднего СССР, когда частная экономика не существовала. Российские компании не могут заимствовать деньги на международных фондовых рынках — то есть рынках заимствований. Это как кредитование, только не банке, а у огромного количества инвесторов. Теперь отечественные компании будут «выковыривать» ресурсы исключительно из собственной прибыли. И поскольку не будет «кредитного плеча» в виде инвестиций, то они будут буксовать.
— Перейдем к микроэкономике. На прошлой неделе Банк России опубликовал первые данные о ситуации в банковском секторе страны, их которых видно, что россияне стали делать накопления. На валютные депозиты пришлось более 60% прироста сбережений, но крупные банки один за другим стали отказываться от их открытия. Как хранить сбережения?
— Я уже сказал, что мы вернулись во времена позднего Советского Союза. Сейчас банковская система — это вещь в себе. На мой взгляд, все финансовые структуры необходимо объединить в три-пять крупных псевдо-государственных банка. Остальные должны остаться в рамках финансово-промышленных групп. В целом, существование банков бессмысленно. А россияне должны действовать как при советской власти: закупаем наличку и под подушку. И рассчитываем на то, что, по крайней мере, не будет уголовной статьи за обмен валюты.
Официальный курс, конечно, сохранится провальный. 55-56 рублей за доллар. При этом курс покупки на «черном рынке» будет где-то 65-70. На это и будет рассчитывать среднеарифметический россиянин, который не очень далеко отошел от советского гражданина.
Власти будут изменять курс доллара медленно, но верно, потому что он им нужен на уровне 71-74 рублей. Но инструментария для этого у них не так уж много. Самый простой способ — установить курс в районе 71 рубля, потому что где-то через четыре-пять месяцев начнется пробуксовка с наполнением бюджета резанной бумагой. У властей есть два варианта: либо таргетировать курс, т. е. устанавливать его, либо включить печатный станок. Если брать меньшее из зол, то лучше таргетировать.
— На минувшей неделе появились новости о первых серьезных попытках наладить в России продажу товаров, доставленных к нам с помощью параллельного импорта. При этом, «Связной» уже опроверг публикации о том, что он к этому причастен.
— Все, что касается нарушений всяческих эмбарго, может происходить только в том случае, если кампании-правообладатели закрывают на них глаза. Как и потребительское сообщество.
Все эти «финты ушами» могут очень быстро закончиться. Например, сейчас Cisco уходит официально с российского рынка, но остаются несколько российских компаний. Ребятам надо как-то кусок хлеба зарабатывать. Естественно, они имеют возможность поставлять продукты Cisco не только из США, но из Турции или Китая. Но на какой-нибудь конференции или выставке появится презентация, в которой будет указано, что компания Cisco поставляет в страну, с которой не поддерживаются отношения свое оборудование. Конечно, исключительно для поддержания своей инфраструктуры. Компания, естественно, отмахнется. Скажет: «Нет, что вы, мы ничего не поставляем…». Однако в презентации будет показан весь путь прохождения оборудования, которое будет доставляться предприятию на территории, например, Турции, а затем отправляться российской фирме.
Потребитель, по странному стечению обстоятельств, на этой же выставке сделает выбор не в пользу Cisco. Поэтому нельзя недооценивать два фактора: поведение самих кампаний-правообладателей, которые будут отнекиваться от всей этой истории, и позиция потребительских сообществ на Западе. Эти два факта и повлияют на то, что будет с так называемым параллельным импортом.
Беседовал Петр Годлевский