На апрель 2023 года в России работали 56 особых экономических зон. Такой размах позволяет вывести критерии их эффективности и проанализировать возникающие проблемы.
Конечно же, одним из главных критериев неизменно остается количество привлеченных инвестиций. Высокий уровень этого показателя подтверждает значимость продукции, выпускаемой резидентами для экономики страны. Тем более сейчас, когда инвесторы не идут на риск, а вкладываются только туда, где уверены в успехе.
Развитие территорий подразумевает создание новых рабочих мест. В случае с ОЭЗ внимание уделяется росту числа занятых в высокотехнологичных направлениях, то есть обладателям наиболее перспективных профессий.
Следом идет и само производство, направленное в ОЭЗ на модернизацию и внедрение технологий, которые, благодаря специальным условиям на этих территориях, в ускоренном режиме проходят путь от идеи до воплощения.
Способность моментально реагировать на экономические запросы и требования времени в нынешней ситуации глобального санкционного давления становится также немаловажным критерием оценки ОЭЗ.
Создание в промышленном объеме необходимой для экономического роста конкурентоспособной продукции насыщает внутренний рынок, стимулирует другие предприятия и выдвигает вперед активные ОЭЗ.
Выход на внешние рынки, занятие позиций ключевых игроков — наиболее трудное направление работы, однако для ряда ОЭЗ экспорт продукции даже после введения странами ограничений на сотрудничество остается делом привычным.
ОЭЗ фактически считаются эффективными только тогда, когда их деятельность влияет на регион, а также на соседей. Очевидно, что проект не будет успешным, если он представляет собой инкубатор, никак не связанный с внешним миром. В случае с ОЭЗ эта связь подкрепляется конкретными экономическими показателями, демонстрирующими благоприятное влияние работы ОЭЗ на весь регион.
К показателям эффективности стоит отнести и рост числа резидентов ОЭЗ, который отражает востребованность проекта и показывает, что к нему проявляется постоянный интерес, основанный на достигнутых результатах и перспективных планах.
Необходимо оценивать объем выручки, которую резиденты ОЭЗ получают от реализации разработанных товаров и технологий. Рост этого показателя не только привлекает новых резидентов, но и подтверждает экономическую значимость проекта.
И критерий, который трудно оценить в цифрах, но который в итоге отражает итоговый успех ОЭЗ. Речь идет о том, насколько легко резиденты встраиваются в существующие производственные цепочки, что они могут предложить научно-исследовательской сфере, с одной стороны, и промышленной — с другой.
Некоторые из обозначенных выше критериев уже активно используются при оценке эффективности ОЭЗ, другие — например, логическая значимость — пока еще обсуждаются. Со временем показатели могут видоизменяться, добавляться или исключаться, учитывая тот факт, какая ответственность возлагается руководством страны на ОЭЗ. Предположим, что не все ОЭЗ оправдают эту миссию и некоторые будут закрыты по причине недостижения запланированных показателей, как это уже произошло в 2016 году. Тогда были закрыты восемь неэффективно функционирующих ОЭЗ в Ставропольском, Хабаровском, Приморском и Краснодарском краях, Мурманской области, республиках Адыгея и Северная Осетия — Алания, где не зарегистрировался ни один резидент. На сегодняшний день планы по закрытию ОЭЗ не озвучиваются, сами же они наращивают показатели и перестраивают работу в новых экономических реалиях. А тот факт, что создается новая ОЭЗ в Белгородской области, наталкивает на мысль о том, что предыдущие ошибки учтены и механизм будет только наращивать обороты.
Роман Черемухин, руководитель агентства «СТРАТАГЕМА»