Кто и что потеряет, если Запад конфискует российские активы

Громче всего «разморозить и поделить» средства РФ призывают США, однако большая часть этих денег хранится в Европе, которую такой план вгоняет в ступор.

«Открытое ограбление Москвы» может подтолкнуть Китай и страны Персидского залива к бегству из доллара и европейских валют.

Кто и что потеряет, если Запад конфискует российские активы

Угроза, ранее обсуждавшаяся как теоретическая, становится все отчетливее, и теперь Россия готовит ответный удар, если западные страны все же решатся на изъятие ее государственных резервов, замороженных в 2022 году.

Байден ищет деньги для Зеленского

После того, как республиканцы в Конгрессе США заблокировали финансовую помощь Украины на сумму более $60 млрд, администрация президента США Джо Байдена решила поддержать проект закона, позволяющий конфисковать около $300 млрд российских активов, говорится в публикации Bloomberg. «Законопроект предоставит полномочия, необходимые исполнительной власти для конфискации российских суверенных активов в пользу Украины», — цитирует агентство меморандум Совета национальной безопасности США, направленный комитету по международным отношениям Сената. Вместе с тем отмечается, что Белый дом хочет согласовать этот шаг с союзниками по «группе семи» (G7), особенно в Европе, где хранится большая часть заблокированных активов РФ.

«Действительно, вопрос о конфискации российских суверенных авуаров в США активно обсуждается. Билль о наделении администрации соответствующими полномочиями рассматривается в Конгрессе», — подтвердил эту информацию посол России в США Анатолий Антонов. «Если же Вашингтон и его сателлиты все же решатся на воровство наших госрезервов, уверяю вас: Россия не оставит подобный выпад без мощного и выверенного ответа», — подчеркнул он в интервью ТАСС.

Европа боится последствий

Также накануне появилось сообщение, что Евросоюз активизировал усилия по изъятию замороженных активов Банка России. «Мы подтвердили наше твердое намерение быстро продвигаться в этом вопросе. Работа на техническом уровне уже началась, и мы собираемся достичь скорого прогресса», — заявил министр финансов Бельгии Винсент ван Петегем. Здесь стоит отметить, что в бельгийской клиринговой палате Euroclear сосредоточено $190 млрд из $200 активов России, заблокированных на территории ЕС.

Как сообщал «РосБалт», в декабре минувшего года Еврокомиссия предложила начать решать проблему замороженных российских активов с того, чтобы аккумулировать прибыль, поступающую от них, на отдельных счетах, откуда эти деньги можно было бы перенаправлять Украине. Вместе с тем, по оценке западных СМИ, поддержка даже такого «половинчатого» шага в Европе далеко не очевидна. Прогресс в реализации этого предложения тормозят сразу несколько ключевых членов ЕС, включая Германию и Францию. Кроме того, Европейский центральный банк (ЕЦБ) обеспокоен последствиями, которые такой шаг может оказать на стабильность еврозоны. Вдобавок растут опасения, что Москва может принять ответные меры, конфисковав западные средства, заблокированные в России.

Какие активы РФ заморожены на Западе

Как и остальные центральные банки, Банк России размещает часть своих золотовалютных резервов (ЗВР) в ликвидные активы, такие как основные валюты, золото и государственные облигации. До конца февраля 2022 года около половины этих резервов хранилось на Западе. Общий объем российских ЗВР на тот момент составлял $612, при этом под санкции попали средства на сумму около $300 млрд.

Банк России не предоставил подробной информации о том, что именно было заморожено, однако, как пишет агентство Reuters, примерное представление об этом можно получить из данных на начало 2022 года. В то время ЦБ РФ владел активами на суммы, эквивалентные $207 млрд в евро, $67 млрд в долларах США, $37 млрд в британских фунтах, $36 млрд в японских иенах, $19 млрд в канадских долларах, $6 млрд в австралийских долларах, $1,8 млрд в сингапурских долларах и $1 млрд в швейцарских франках. Эти средства в основном были инвестированы в иностранные ценные бумаги, банковские депозиты и корреспондентские счета Nostro (название происходит от итальянской фразы Nostro conto — «наш счет»). Также в состав активов входили суверенные облигации Китая, Германии, Франции, Великобритании, Австрии и Канады.

При этом запасы физического золота оставались на территории России.

Что есть у России сейчас

Международные резервы РФ на 1 января 2024 года составили $598,6 млрд, что на 1,05% (или на $6,24 млрд) выше показателя на начало декабря, говорится в сообщении ЦБ, распространенном в минувший понедельник. Валютные резервы за декабрь выросли на 0,51% — до $442,7 млрд. Стоимость монетарного золота в резервах увеличилась за месяц на 2,62% и составила $155,9 млрд.

Кроме того, у России есть «заначка» (в том числе, иностранной валюте), которая хранится в Фонде национального благосостояния (ФНБ). Однако ликвидными средствами из его общего объема в 12 трлн рублей (около $137 млрд) Минфин называет лишь 4,7 трлн рублей. При этом, как стало известно в эту среду, в ФНБ больше не осталось евро — есть только юани, золото и рубли (от доллара отказались еще 2021 году).

Есть ли варианты помимо конфискации?

Агентство Reuters, называющее замороженные российские активы «гордиевым узлом для Украины и Запада», узнало о запасном плане, позволяющем обойти проблемы, которые несет их конфискация. Новая идея заключается в том, что Киев может выпустить некие «репарационные облигации», которые будут обеспечены исками к РФ.

«Однако эксперты не уверены, что такие облигации будут хоть кому-то интересны, а также нет гарантий, что Россия заплатит репарации для восстановления Украины», — отмечает агентство, добавляя, что в любом случае от продажи таких бумаг вряд ли получится выручить сумму, сравнимую с $300 млрд.

Возможная реакция Москвы

Россия пообещала «болезненные меры» в случае конфискации ее активов на Западе. Как заявила на прошлой неделе официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, «эвентуальное изъятие наших суверенных резервов чревато пагубными последствиями для финансовой и инвестиционной сферы в тех государствах, которые вопреки предупреждениям здравомыслящих экспертов пойдут на подобный шаг».

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уточнил, что Москва намерена оспаривать, причем бессрочно, такие действия Запада. По его словам, это повлечет «очень серьезные судебные и юридические издержки для тех, кто такие решения примет и кто такими решениями воспользуется». Помимо этого, Россия будет прорабатывать ответные меры, которые едва ли будут зеркальными, добавил Песков.

О том, что Банк России готовится к подаче иска для возврата российских замороженных активов, на пресс-конференции 15 декабря говорила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. «Что касается изъятия доходов от инвестирования замороженных средств, как изъятие, так и в принципе заморозка средств, на наш взгляд, ухудшает перспективы развития евро как резервной валюты, используемой в международных резервах, расчетах», — отметила она.

В конце декабря российские власти предупредили Запад, что у них есть список американских, европейских и других активов, которые будут изъяты в качестве ответного шага на конфискацию замороженных активов РФ.

Прогноз остается туманным

Несмотря на перемену настроения в администрации Байдена, в Соединенных Штатах, как и в Европе, сохраняются серьезные опасения, что конфискация российских активов может подтолкнуть не входящие в G7 крупные государства (в первую очередь, Китай и страны Персидского залива) к бегству из доллара и европейских валют. Кроме того, они могут начать сбрасывать государственные облигации США и стран ЕС, что серьезно ударит по фондовому рынку.

Конфискация государственных активов «сделает набор экономических санкций Запада менее эффективным в будущем», пишет обозреватель Bloomberg Opinion Лайонел Лоран. «Некоторые утверждают, что на этот риск стоит пойти, поскольку доллар США в любом случае будет оставаться доминирующим, но европейцы опасаются, что основная тяжесть расходов придется принять на себя», — отмечает он.

Учитывая эти риски, предсказать, решится ли Запад на конфискацию российских активов, пока сложно. Тем более, что основная часть денег хранится в Европе, куда как менее решительно настроенной, чем США. Вероятно, больше ясности появится в феврале, когда эта тема будет обсуждаться на встрече лидеров стран G7.

Михаил Макаров

Мы в соцсетях           

 

 

Leave a Reply