Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом АО «РС-Балт» либо касается деятельности иностранного агента АО «РС-Балт». 18+
Второй по величине банковский крах в истории США устроил «безумные выходные» властям по обе стороны океана и теперь грозит глобальными проблемами.
До России поднявшаяся волна финансового хаоса докатится в последнюю очередь.
Финансовые рынки уже не только Соединенных Штатов, но и Европы и Азии бурлят из-за последствий второго по величине крушения банка за американскую историю. Обанкротившийся Silicon Valley Bank (SVB) занимал 16-е место по объему активов в США и являлся одним из наиболее известных кредиторов в отрасли технологических стартапов. В 2022 году он оценивался в $40 млрд, в последние пять лет его капитализация стремительно росла.
Напомним, что проблемы у SVB начались после закрытия аналогичной кредитной организации, инвестирующей в стартапы, — Silvergate Bank, — что вызвало обеспокоенность на рынке и стремительную продажу инвесторами отраслевых акций. 8 марта клиенты SVB резко увеличили объемы снимаемых со счетов средств (за день вывели $42 млрд). Инвесторы также начали избавляться от акций банков-аналогов SVB, в том числе Signature Bank, Western Alliance и First Republic. Федеральная корпорация по страхованию вкладов (FDIC) решила назначить собственного управляющего в кредитную организацию, поставив под свой контроль почти $175 млрд депозитов клиентов.
Среди причин кризиса большинство экспертов называют рост ставки ФРС, повлекший обесценивание активов. При этом уже звучат прогнозы насчет серьезных проблем для всей банковской системы, а Дональд Трамп в своем стиле грозит неописуемыми бедами. В воскресенье экс-президент США опубликовал сообщение в своей соцсети Truth Social, возложив вину за ситуацию на экономическую политику президента Джо Байдена. «У нас будет Великая депрессия, гораздо больше и сильнее, чем в 1929 году. В доказательство банки уже начинают рушиться!!!» — написал он.
Впрочем, пока на виду аналогии не с 1929, а с 2008 годом. Как и тогда, чиновники и эксперты дискутируют, где должен пролегать баланс между «моральным риском» и необходимостью спасения вкладчиков. Масла в огонь подлило известие о том, что исполнительный директор SVB Джозеф Джентиле прежде работал в банке Lehman Brohters, банкротство которого сработало как запал финансовой бойни на Уолл-стрит, переросшей в мировой финансовый кризис, прозванный экономистами «Великой стагнацией».
Американский канал деловых новостей Fox Business приводит такие высказывания в соцсетях насчет «открывшейся связи» между SVB и Lehman: «Такое невозможно выдумать»; «Это и правда необычно»; «Теперь все начинает обретать смысл!»
Марк Рубинштейн из Bloomberg Opinion отмечает, что ситуацию с SVB и Signature Bank особенной делает не только их размер, но и то, сколько времени прошло с предыдущего аналогичного случая. До того, как SVB 10 марта вступил в конкурсное производство, последним банком, потерпевшим крах, в октябре 2020 года стал Almena State Bank в штате Канзас.
Президенту США в понедельник пришлось выступить со специальным обращением по ситуации в банковской системе. Прежде всего, Джо Байден заверил, что американцы могут «вздохнуть легче», зная, что финансовая система страны «надежна». Вместе с тем он признал, что инвесторы в банковские акции не будут защищены. «Они сознательно пошли на риск, и когда риск не окупился, инвесторы потеряли свои деньги», — сказал Байден, добавив, что «вот так работает капитализм».
Власти США для возврата денег клиентов будут использовать средства FDIC, заявил Байден, повторив комментарии глав Минфина и ФРС о том, что этот план помощи не будет финансироваться американскими налогоплательщиками. При этом деловые СМИ обращают внимание, что на 31 декабря 2022 года остаток средств в фонде страхования вкладов составлял $128,2 млрд.
11 и 12 марта, которые в прессе назвали «безумными выходными», американский Минфин искал покупателя для SVB. Тем временем в Великобритании филиал банка за один фунт стерлингов купила британско-гонконгская HSBC. Однако похоже, что все попытки «локализовать пожар» к успеху так и не привели. В понедельник американский фондовый рынок открылся снижением, поскольку трейдеры опасаются последствий плана федеральных банковских регуляторов по спасению вкладчиков SVB и предоставления дополнительного финансирования другим банкам.
Сильнее всего утром 13 марта в США падали акции банков, особенно региональных. Так, First Republic Bank потерял рекордные 78% капитализации, несмотря на все попытки убедить инвесторов в своей ликвидности. При этом до краха SVB аналитики Bloomberg Intelligence считали, что First Republic потенциально демонстрирует лучшее качество активов, чем конкуренты, поскольку ориентирован на состоятельных людей и обладает «консервативной кредитной культурой».
Также сильно дешевели акции PacWest Bancorp (на 44%) и Western Alliance Bancorporation (на 77%).
Проблемы не обошли стороной и самые крупные банки. Котировки акций Bank of America Corp. снижались на 6,3%, Citigroup Inc. — на 5,5%, Wells Fargo & Co. — на 5,9%, Goldman Sachs Group, JPMorgan Chase и Morgan Stanley — на 1,9%. При этом у Wells Fargo и Citi это худший день с января 2021 года, а у Bank of America — с июня 2020 года.
Упали акции и европейских банков, несмотря на то что аналитики, в том числе из Deutsche Bank и Citigroup, уверяли, что кризис SVB мало повлиял на перспективы кредиторов в регионе, которые недавно зафиксировали высокие прибыли.
Как в 2008 году, когда на «съедение рынку» были отданы несколько топ-менеджеров Lehman Brothers (впрочем, их демонстративное увольнение так и не помогло спасти банк), сейчас ищут персонально ответственного за наступивший хаос (видимо, приписываемая Лаврентию Берии поговорка «каждая проблема имеет имя и фамилию», работает и по ту сторону океана).
Уже указывают пальцем на генерального директора SVB Грега Беккера, которого обвиняют в том, что он привел банк ко второму по величине краху в истории США своим неумелым руководством. Утверждается, что Беккер публично признал масштабы финансовых проблем банка прежде, чем выстроить финансовую стратегию как переждать шторм, что вызвало панику у клиентов, которые бросились забирать свои деньги.
«Это был полный идиотизм», — сказал в интервью CNN пожелавший остаться неназванным сотрудник отдела управления активами SVB, добавив, что «люди просто шокированы тем, насколько глуп оказался генеральный директор». SVB не ответил на запрос CNN о комментариях, но, как сообщается, Беккер уже извинился перед сотрудниками за сложившуюся ситуацию.
Что касается дальнейшего развития ситуации, то глава Минфина США Джанет Йеллен уверяет в наличии эффективных инструментов, которые позволят справиться с ситуацией. Аналогичное суждение выразили и в Белом доме, отметив, что американская финансовая система «принципиально изменилась» за время, прошедшее после кризиса 2008 года.
Тем не менее регулятор Германии в понедельник ввел мораторий на работу немецкого отделения SVB, хотя и подчеркнув отсутствие «угрозы финансовой стабильности». Forbes пишет, что другие международные регулирующие органы также внимательно следят за обстановкой, опасаясь, что крах SVB спровоцирует более широкий кризис и затронет, в частности, азиатские финансовые рынки, включая Гонконг, Японию, Южную Корею и Индию.
Некоторые эксперты предполагают, что проблемы с депозитами могут привести к снижению доступности кредитов в банковской системе, а это, в свою очередь, может замедлить экономику. Кроме того, внезапная вспышка финансовых проблем в региональных банках США заставила экономистов Goldman Sachs предсказать, что ФРС США на следующей неделе приостановит повышение ставок, хотя ранее оно считалось неизбежным.
Россию происходящее вряд ли серьезно затронет — ведь каналов для «экспорта проблем» банков США на российский рынок сейчас попросту нет, говорят эксперты. Однако в случае начала глобальной рецессии нашей стране, даже при всех возведенных ныне вокруг нее экономических барьерах, вряд ли удастся остаться в стороне.
Михаил Макаров