Средства массовой информации Казахстана заявляют, что в отношении их страны принимаются усиленные меры контроля на таможенных пунктах. Правда, исходя из последней пресс-конференции ведомства РФ, мы убеждаемся в обратном.
На самом деле, ни о каких мерах речь идти не может, так как любой таможенный контроль проводится в строгом соответствии с законом РФ и ЕАЭС. Правда, сам вице-министр по инвестициям РК Рахим Ошакбаев говорит, что Россия ещё в 2013 году отказалась от Конвенции о международных дорожных перевозках, и с того времени больше не оформляла грузы, проходившие посредством Российской Федерации в Казахстан. Получается, что сейчас больше нельзя воспользоваться гарантией МДП, и Казахстанских перевозчиков просят оплатить налоги и таможенную пошлину при въезде в страну. А в случаях с фурами, помимо пошлины и налогов, взимается ещё и оплата за таможенное сопровождение. Данный вопрос доносился вплоть до президента РФ, который, в свою очередь, поручил срочное применение Конвенций МДП.
Неизвестно что помогло разрешить инцидент с задержанием грузов на российской таможне, главное, что всё решилось. Остаётся лишь надеяться, что ситуаций с досмотрами и задержаниями больше не последует.
Недавно, ген-секретарь Союза МАП, РК Теодор Каплан сказал, что Россия ссылается на документ, по которому весь транспорт, идущий в Казахстан, российские таможенники останавливают и переправляют на СВХ. Правда, о самом документе никому ничего неизвестно, так как узнали про него только из прессы.
По некоторым статистическим данным было установлено – открыто за 2015 год несколько уголовных дел. Причиной тому стали нарушения таможенных законов. На одну из фирм в Казахстане, которая занимается перевозками грузов из Китая, Японии, Южной Кореи и других стран, были открыты сразу несколько дел об АП, начиная с недоставки части товаров, заканчивая предоставлением ложной информации таможенному органу.
Также данная фирма применяла способ лжетранзита (по документам груз проходит лишь транзитом по России, а по факту – он разгружается на её же территории). Вначале лета текущего года на посту МАПП Бурачки Себежской таможни была начата проверка таможенного груза на 42 тонны, находящегося в фурах. Они якобы отправлялись в Киргизию из Латвии. В назначенные сроки, указанные в декларации, машины с грузами не появились на территории государства. Их нашли лишь спустя 2 дня в Рязанской области совершенно пустыми. По словам водителей, груз был выгружен ещё в Москве.
Вследствие этого, Московская таможенная служба возбудила дело по 2 части, статьи 194 УК РФ. Также среди фирм, нарушивших закон, значатся компании из Украины, Польши, Турции и Белоруссии.
Вышеперечисленные случаи – это только малая часть тех результативных действий органов таможни РФ.