Российский рынок грузоперевозок терпит убытки вследствие сокращения объемов, которое обусловлено экономическим кризисом в стране и ослаблением национальной валюты. По словам Алексея Безбородова, гендиректора исследовательского агентства InfraNews, снижение затронуло все виды контейнерных перевозок грузов. По его прогнозам, ожидать роста рынка в ближайшие полгода не стоит, хотя и падение будет уже не таким быстрым, как раньше. Минимального роста можно ожидать в будущем году. Логистическая отрасль уральского региона также терпит убытки, причем это касается не только сегмента контейнеров. В Свердловской области сокращение объема грузоперевозок с начала текущего года составило 12%, в Югре – 11%, в Челябинской области – 1%. Снижение показателей в значительной мере вызвано сокращением объемов торговли, которое с начала нынешнего года составило в УрФО в оптовом сегменте 10%, в розничном сегменте – 8%. Окружные власти намерены повысить объемы торговли и грузоперевозок путем развития импортозамещения.
По информации ассоциаций автотранспорта, та часть компаний, которая сумела повысить эффективность работы на международных маршрутах, например, при доставке грузов из Тайваня, Канады, Вьетнама, добилась стабилизации объемов грузоперевозок.
В целом в европейской части Российской Федерации переизбыток тоннажа, который соответствует международным стандартам, лишь усилился. Возросла и доля парка автомашин, которые владельцы не смогли реализовать по выгодной цене и направили в самый доходный сегмент рынка – обслуживание маршрутов, которые сетевые торговые фирмы осуществляют между городами, что привело к падению доходов региональных игроков. Другим фактором, оказавшим отрицательное влияние на объемы грузоперевозок осенью нынешнего года, стало активное противодействие Ространснадзора выезду большегрузных автомобилей с перевесом на федеральные трассы. Из-за этого ухудшилось положение ряда региональных компаний.
Неразбериха в период, который предшествовал введению платежей за двенадцатитонники, в ряде российских регионов увеличила интерес предприятий к перевозкам части товаров по железной дороге вместо большегрузных автомашин. Этим обстоятельством попытались воспользоваться отечественные железнодорожники. И они сумели разработать конкурентные схемы грузоперевозок там, где начали подбирать варианты, которые выгодны для клиентов, отправляющих относительно небольшие партии товаров.
В частности, в Башкирском АФТО в течение последнего времени удалось перевести с автоперевозок на железнодорожные перевозки 23,6 тысячи тонн грузов. Но таких примеров пока не слишком много.