Каждый адвокат по уголовным делам знает, что в конце прошлого года Пленум Верховного суда РФ рассмотрел проект постановления «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».
Множество экспертов принимали участие в разработке данного проекта. Представляем вашему вниманию краткий обзор данного Постановления Пленума Верховного суда РФ.
Согласно статистике ФСИН, по состоянию на февраль прошлого года обвиняемых по «экономическим» статьям в СИЗО было в полтора раза больше, чем в 2012 году. А если говорить точнее, то в 2012 году севших на скамью подсудимых бизнесменов было 3840, а в прошлом году – уж 6539 человек.
Объясняется это тем, что ранее суды были вправе на собственное усмотрение определить каждый конкретный случай, как предпринимательскую деятельность или как «обычное» мошенничество. Соответственно, выбор меры пресечения был разным в зависимости от трактовки совершенного преступления.
Теперь же внесена ясность: преступление считается совершенным в сфере предпринимательской деятельности, если его совершил индивидуальный предприниматель в связи с осуществлением предпринимательской деятельности или же если он управлял имуществом, используемым в целях такой деятельности. Это же относится и ко всем членам органа управления коммерческой организации.
Получается, что мошенничество, связанное с преднамеренным неисполнением обязательств по экономическому договору, относится к сфере преступлений, совершенных в сфере предпринимательской деятельности.
Также Верховный суд РФ разъяснил, почему переводить гражданско-правовые конфликты в уголовную плоскость стало труднее. Прояснен вопрос с доказанностью умысла на хищение при неисполнении хозяйственного договора. Прямой умысел должен быть доказан, доказательства должны быть очевидными. Более того, умысел должна доказывать совокупность доказательств, а не какое-то одно.
Усилено внимание к процессуальным нарушениям со стороны органов следствия. Если были выявлены обстоятельства, которые поспособствовали нарушению прав и свобод граждан при производстве дознания или предварительного следствия, то в связи с обнаруженными фактами нарушения законодательства должны быть приняты необходимые меры.