Все дети разные, каждый по отдельности — индивидуальность, поэтому нельзя ожидать, что ребенок вот-вот заговорит только потому, что дочь соседа в его возрасте уже читала стихи. Он может все понимать, пассивно участвовать в общении с родителями, но в то же время по каким-то причинам быть неготовым самому начать произносить слова и предложения. Если же ребенок не разговаривает в 5 лет и позже, тогда стоит обратиться к психологу, неврологу и, возможно, пройти ээг в Челябинске.
Речевое развитие отражается на качестве жизни малыша.
Ребенок, имеющий навыки вербального общения, лучше остальных адаптируется в социуме, он всегда сможет объяснить окружающим то, что его беспокоит, вызывает дискомфорт. Ведь часто непонимание этого близкими может довести его до истерики. Говорящий ребенок чувствует себя уверенно, активные диалоги с родителями способствуют быстрому обучению новым знаниям об окружающем мире.
Есть несколько причин, объясняющих, почему ребенок начинает говорить позже сверстников:
Во-первых, наследственность. Не стоит ждать раннего появления слов из уст малыша, если его родители тоже были «молчунами».
Во-вторых, не всегда, но очень часто речевое развитие зависит от пола ребенка. И дело не в интеллектуальном аспекте, а именно психологическом. Девочки в эмоциональном плане обычно опережают мальчиков на пару лет. Это действительно так: в младших группах детского сада большинство девочек может свободно изъясняться, каждый день черпая новые слова, в то время как мальчики в общей массе произносят лишь слова и словосочетания.
В-третьих, важным фактором является то, как часто в доме, где есть ребенок, включен телевизор. Он делает сознание ребенка пассивным, что отражается на речи и способности получать новые знания. Ученые проводили исследования, показавшие, что мозг ребенка во время просмотра мультфильмов неактивен. И это влияет не только на способность говорить: работники детских садов отмечают, что дети, в чьей семье принято смотреть ТВ, не умеют сами себя развлекать, их сложно мотивировать и они чаще впадают в уныние.
В-четвертых, на речевое развитие зачастую влияет психологическая обстановка в семье, уровень вовлеченности обоих родителей в воспитание ребенка и их эмоциональная близость с ним. Чтобы ребенок в полной мере воспринимал информацию и продвигался вперед, он должен чувствовать себя защищенным и нужным. Стрессовая угнетающая обстановка, нехватка физических контактов с родителями могут затормозить развитие. Поэтому ребенка надо чаще обнимать, гладить, делать ему массаж.
Итак, вот что необходимо делать, если вы хотите, чтобы Ваш ребенок заговорил:
- обеспечить ему чувство защищенности и эмоциональный комфорт;
- приучайте его к книгам вместо мультфильмов и ТВ;
- мелкая моторика действительно способствует продвижению речевых навыков.