Почему покупают винил в век цифровых технологий

Современная культура потребления музыкальных произведений и звука в целом – необычна и не похожа на предыдущие периоды развития этой сферы. Мы в Винилотеке решили выяснить, почему же сегодня, когда первенство на рынке саунда занимают цифровые технологии, винил не только не исчез, но и его популярность постоянно возрастает.

Если посмотреть на статистику продаж виниловых пластинок в последнее десятилетие, то все представления человечества о прогрессе просто разрушаются. Казалось бы, винилу давно пора кануть в Лету, следом за телевизорами с кинескопами и компьютерными дискетами. Но он не просто вернулся на рынок, но бьет рекорды продаж.

Мы можем наблюдать невероятный рост производства винила, причем повсеместно, по всему миру. Сейчас уже возобновлено производство проигрывателей для пластинок. И многие известные сети электроники для дома продают огромное количество вертушек ежемесячно, хотя еще несколько лет назад держали их в ассортименте скорее для разнообразия, чем для реальной выгоды. Их попросту никто не покупал.

Эта феноменальная ситуация имеет ряд объяснений, как психологических, так и социальный. Остановимся детальнее на одном из них, которое, по нашему мнению, является главной причиной триумфального возвращения винила в жизнь пользователей. Под этой причиной мы понимаем именно звук, который не похож ни на какую другую запись. Кто-то называет это магией винила. На самом деле, объяснения тут вполне логические и земные.

Что такое аналоговая запись?

<no>Изображение alt=«Мужчина сидит в кресле напротив воспроизводящего устройства с пластинками и бобинами магнитных лент»</no>

Основное отличие винила от других носителей звуковой информации – его аналоговость. Объяснение этого термина элементарно даже с филологической точки зрения. Это значит, что записанный на пластинку звук полностью аналогичен тому, который издают музыкальные инструменты и вокал исполнителя. С точки зрения физики процесс происходит так:

  1. Издаваемая звуковая волна преобразуется в электрический импульс.
  2. Данный импульс и рисует на носителе дорожку-канавку.
  3. Полученная канавка с помощью головки воспроизводящего устройства позволяет извлекать такой же (аналогичный) электрический импульс.
  4. Этот импульс преобразуется снова в звуковую волну.

Важно, что при прохождении всех этих этапов природа самого сигнала не меняется. Да, претерпевает изменения физическое отображение волны, но не ее природы. Именно в этом и заключается вся мощь аналоговой записи.

Чем отличается аналоговый сигнал от цифрового?

<no>Изображение alt=«Девушка в студии звукозаписи использует цифровой планшет»</no>

Цифровой сигнал по своей природе дискретный, то есть прерывистый. Для понимания проведем аналогию с кинозаписью. Как известно, в одной секунде киноленты «кроется» 24 кадра – статичных отдельных изображений. Но нам кажется, что на экране движение происходит непрерывно, хотя это и не так.

По такой же логике строится и цифровой сигнал:

  1. В файле записывается информация об отдельных точках в непрерывном музыкальном потоке.
  2. Устройство воспроизведения считывает указанную информацию о главных точках.
  3. Далее оно выстраивает звуковую волну таким образом, что нам, слушателям, кажется, что звуковой поток непрерывен.

У современных аудиофайлов есть такая характеристика, как частота дискретизации. Чаще всего этот параметр составляет 44,1 кГц. Это значит, что в одной секунде звуковой записи содержится 44100 ключевых точек с информацией.

Казалось бы, какие проблемы со слуховым восприятием могут возникнуть, если сигнал поделен так мелко! Но специалисты в большинстве своем считают, что дискретность сигнала как раз и является главной проблемой для его восприятия слушателем.

Оказывается, слух человека куда острее, чем его глаз. На уровне подсознания мы понимаем, что цифровой звук неестественный. Хотя обычно никак не можем объяснить это ощущение «обмана» логически и рационально.

Конечно, мало кого раздражает звучание MP3-файла. Они совершенно нормальные и даже красивые, но только происхождение сигнала другое, неприродное. Ни наш организм, ни природа в целом не наделены механизмами, способными работать с информацией такого рода. И мы это слышим.

Почему мы слышим «подвох»?

<no>Изображение alt=«Мужчина сидит в кресле в наушниках и слушает записи на виниловых пластинках»</no>

Над этим вопросом давно бьются как инженеры, так и физиологи. Но дать четкого и вразумительного ответа они так и не смогли.

Согласно одному из мнений, в аналоговой записи «скрывается» дополнительная информация, которую просто не способны описать те параметры, согласно которым аудиосигнал оцифровывается.

Опять же для аналогии давайте представим, что вам нужно нарисовать радугу, а в вашем распоряжении есть всего две краски. Естественно, радуга получится у вас двухцветная – вам просто нечем будет передать оставшиеся пять основных оттенков, не говоря уже о переходах и полутонах.

Так и в цифровом звуке словно не хватает чего-то маленького, но очень важного. И наш мозг знает это, нравится нам или нет. Без этой информации невозможно достичь цельности звуковой картины. Потому-то любой человек скажет, что прослушивание винила куда приятнее. И потому так естественно звучат по отношению к винилу такие слова, как «настоящий», «теплый», «живой» и прочие эпитеты из лексикона аудиофилов.

Другое мнение

Некоторые специалисты выдвигают прямо противоположную теорию. Они полагают, что проблема цифровой звукозаписи не в недостатке информации, а, напротив, в ее переизбытке.

Нашему мозгу «нравится» получать меньше данных, а потом на их основе уже самостоятельно дорисовывать звук или изображение. И каждый человек в итоге получает уникальную картинку, потому что его мозг достраивает все так, как ему больше нравится, более приятно или понятно. И именно этим фактом объясняется то, что воспринимать звук с пластинки легче. В такой ситуации можно сказать, что винил уступает «цифре» по качеству, но в этом и его сильная сторона.

Согласитесь, с подобным эффектом мы сталкивается, когда просматриваем кино- и фотопленку, на которой не видно тех деталей, которые четкие и детализированные на цифровом снимке. Но ведь имея такое «неполноценное» изображение можно дать свободу фантазии. А мозгу это очень нравится.

К какому мнению склоняться, каждый решает для себя. Но в любом случае получается, что винил звучит намного приятнее, чем любая другая аудиозапись.

Мы в соцсетях