Существуют разные бренды парфюмерии. К примеру, духи от Элизабет Тейлор, туалетная вода от Живанши, одеколон от Сальвадора Дали. Публика практически никогда не задумывается, какое отношение имеет к парфюмерным товарам знаменитости, чьи имена включены в их наименования. На самом деле, — никакого. Кроме названия.
Безусловно, ни Ален Делон, ни Изабелла Росселлини не работают с перегонными кубами и пробирками. Это делают парфюмеры- профессионалы. Однако их имена, как правило, широкая аудитория не знает.
Например, авторами известных духов «Yves Saint Laurent Opium»марки «Yves Saint Laurent» являются Жан-Луи Сьезак и Жан Амик, а не знаменитый модельер. Создатель композиции туалетной воды «Kenzo L’eau par Kenzo» Оливье Креспа также мало кому известен. Создатели запахов других компаний, таких, как Avon (https://www.nazametky.com/avonrunow.php) или, к примеру, Орифлэйм тоже мало кому знакомы.
Профессиональные хитрости парфюмерии держатся в строжайшем секрете. Рецепты парфюмеров указаны разве что в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер, история одного убийцы», персонаж которого просто смешивает «на глаз», а точнее – «на нос».
В отличие от книги, на самом деле высокая парфюмерия — это соприкосновение ремесла, искусства и науки. Это очень серьезная работа. Ежедневно парфюмеры, как и скрипачи за инструментом, балерины у станка, шахматисты за доской, тренируют свой нос. При этом неважно – начинающий это мастер или суперпрофессионал.
Нос, если он не натренирован, очень быстро устает, тем не менее, благодаря многомесячным тренировкам любой способен различать даже сотни оттенков. Потом такой человек учит свой нос различать впечатления от разных комбинаций запахов, связывая их с какими-то ассоциациями и образами.
Сложность еще и в том, что не существует универсальной классификации запахов. Ученые предпринимали попытку каким-то образом все упорядочить, разрабатывая различные системы. К примеру, немецкий врач Альбрехтом фон Галлером в 18-м веке предложил простейшие три группы («приятные», «неприятные», «промежуточные» запахи). В 1936 году была предложена французским аптекарем Рене Сервело. Были и многие другие, однако большинство парфюмеров ими не пользовались. Не прижилась среди них и классификация Французского парфюмерного комитета, которая была разработана в 1984-м году. Ее используют не парфюмеры, а для продавцов.
Самым главным в парфюмерном искусстве является формула нового аромата. Производители для удовлетворения любопытства широкой аудитории нередко пишут на упаковке название оттенка (сандал, роза, альдегиды, мускус), но по этой информации запах повторить невозможно. Также для потребителей могут добавить названия вещества и цифры (неролидол 0,02, циннамат метила 0,023,скатол 0,001), но и это – филькина грамота.
Всю парфюмерную продукцию производят химические компании, и без химии туда попасть очень трудно.