Не секрет, что интернет-пространство КНР является одним из самых закрытых секторов Всемирной паутины. Такое положение вещей — закономерный результат господствующей коммунистической доктрины, хотя и переписанной на новый капиталистический мотив.
Впрочем, современные высокие технологии завязаны на выход в интернет-пространство, и в стремлении к экономическому благоденствию властям Поднебесной ничего не оставалось, как создать собственный план развития медиаресурсов и интернета. Так появилась государственная концепция развития веб-отрасли с жесткими регуляторными механизмами и серьезными санкциями для нарушителей, вплоть до лишения свободы и даже смертной казни.
Главным принципом китайских интернет-сетей является так называемый файерволл, переводимый как «противопожарная стена». Иными словами, интернет-пользование представляет собой двухступенчатый доступ: абонент подключается к каналу первичного провайдера, который в свою очередь получает трафик от одной из контролируемых государством веб-корпораций. Такая система внедрена с двоякой целью: с одной стороны, для идеологического контроля за информационным наполнением интернета КНР; с другой стороны, для массового внедрения необходимых правительству идей и мощной пропаганды.
Доставка из Китая трафика так же, как и его потребление находятся под контролем госкомитета безопасности страны. В этом парадоксальном виртуальном мире считаются плохими слова «Тайвань», «антияпонский», «Тибет», «демонстрация», «свобода» и другие на первый взгляд безобидные термины и названия. Фильтры вылавливают запрещенную лексику и стирают ее, заменяя на многоточия, а сообщения с такими пробелами удаляются модераторами с форумов и соцсетей.
В КНР заблокированы такие мировые гиганты, как Google, Facebook, YouTube и даже Википедия — это всенародное «сочинение» отнесено к «антикоммунистическим» изданиям. Блокировка проводится с чисто азиатской изобретательностью: доступ к сайту полностью не перекрывается, а резко снижается скорость выдачи, из-за чего пользоваться ресурсом становится практически невозможно.
Впрочем, среднестатистический китаец даже не подозревает, что чего-то лишен: в стране функционируют несколько крупных платформ, самая крупная из которых Sina Weibo, насчитывающая более полумиллиона зарегистрированных пользователей. Это сервис для обмена сообщениями, развлечений, игр — именно эти направления интернет-индустрии наиболее популярны в Китае.