Приобретая новый автомобиль, новоиспеченный владелец находит в багажном отсеке не обычное запасное колесо, а так называемую докатку. Несмотря на тот факт, что докатка в случае необходимости прекрасно выполняет свою функцию, она имеет существенные отличия от стандартного колеса. О том, какие именно, и пойдет речь в статье.
Пожалуй, первое отличие докатки видно невооруженным глазом — ее диаметр и ширина несколько отличаются от обычной шины. Тем не менее, доехать на ней до дома либо до ближайшего автосервиса не составит никакого труда. Чем же руководствовались автомобильные инженеры, занимавшиеся разработкой «демо-версии» запасного колеса?
- Во-первых, важным преимуществом докатки является ее компактность и легкость. Так, последние 10 лет автомобилисты массово переоборудуют свои транспортные средства на газомоторное топливо. Как известно, важной составляющей газовой установки является непосредственно сам баллон, который в ряде случаев устанавливается на место расположения запасного колеса. Саму же докатку в этом случае можно положить поверх баллона, чтобы не занимать лишнее место в багажнике. Со стандартным запасным колесом такой номер бы не прокатил.
- Во-вторых, докатка является настоящей находкой для любителей дальних путешествий на автомобиле. Ее компактный размер позволяет взять с собой в дорогу сразу несколько таких колес, за счет чего прокол покрышки на трассе не принесет особых хлопот водителю.
Тем не менее, не стоит забывать, что по функциональности докатка не «дотягивает» до полноценного колеса. В частности, малый вес и размер такой запаски приводит к тому, что масса автомобиля начинает распределяться неравномерно, в силу чего отдельные узлы подвески могут запросто выйти из строя при проезде дорожных неровностей. И это только одна из существующих проблем. В силу узости докатки площадь контакта с дорожным полотном снижается практически вдвое, что отражается на управляемости и на длине тормозного пути. Данная проблема имеет повышенную актуальность зимой, когда дорога скользкая.
Если докатка установлена на одно из ведущих колес, в силу разнобоя между угловыми скоростями вращения правого и левого колеса возрастает нагрузка на дифференциал. Электронные системы, такие как ABS и ESP, могут также начать себя вести некорректно в силу ложных проскальзываний колеса. Помимо прочего, жесткость докатки крайне мала, поэтому при попадании колеса в яму оно сильно пострадает, после чего дальнейшее движение будет попросту невозможным.
Приобретая докатку, нужно проследить, чтобы ее диаметр не сильно отличался от диаметра остальных колес. Если разница в размерах будет сильно большой, проблем с управлением не избежать. Новая докатка может проехать не более 4 тысяч километров, после чего протектор на резине сотрется. Говорить о безопасности пассажиров в таком случае уже нельзя.