Для неподготовленного зрителя, а тем более для юного человека этот фильм может оказаться вредным. Ошибочно рассматривать киноленту как прививку от контактных единоборств, где возможны смертельные травмы и увечья. Наоборот, в фильме оправдано существование «темной» стороны спорта. И, на самом деле, фильм не о боксе, а об отцах и детях. Более того, в историю о девушке-боксере «вшито» несколько идей, отводящих внимание от действительно важных проблем в профессиональном спорте. Малышка на миллион смотреть онлайн
Герои фильма «Малышка на миллион»
Главным героем необходимо считать не Мэгги Фицджеральд в исполнении Хилари Суэнк, а персонажа Клинта Иствуда – тренера и катмена Фрэнки Данна. В эпилоге «Скрэп», старый боксер Эдди Дюпбри, которого играет Морган Фримен, пишет письмо дочери Данна о том, каким был ее отец. Она уже много лет не поддерживает с отцом никакой связи. Таким образом, фильм рассказывает о Фрэнки Данне и его сложном выборе. А главной проблемой являются отношения отцов и детей. Все конфликты в фильме происходят от недостатка отцовского внимания, любви, мудрости и заботы. Но обо всем по порядку. Познакомимся поближе с героями фильма.
Тренер Фрэнки Данн
Фрэнки Данн – «лучший в своем деле специалист по рассечениям», — сообщает зрителю голос рассказчика. – «Тренером стал в 1960-х». В первых сценах фильма происходит знакомство Данна с Мэгги: «Я вам задолжал, знаком с вашей мамой?». Начало диалога может характеризовать Фрэнка следующим образом. Во-первых, он деликатен в финансовых вопросах. На протяжении фильма он «учит» финансовой грамоте своих подопечных: «откладывай деньги на покупку дома», «ищи товар по выгодной цене». Во-вторых, раз допускает вопрос о возможном родстве с незнакомкой, в молодости мог быть тем еще Дон Жуаном. Деньги и взаимоотношения с людьми (родственные, дружеские и деловые связи) – это рамки, сквозь которые мы попытаемся разглядеть проявления характеров и действий героев.
Деньги
В начале фильма мы видим «убитую» машину Фрэнка, которую он толкает вместе со своим боксером «Большим Уилли». Позже Фрэнк заплатит взятку в 1000 долларов автодиллеру, чтобы тот вернул машину жене Уилли, которую они выставили на продажу. Фрэнк готов пожертвовать деньги ближнему, сделать широкий жест, но при этом сам ездит на разбитой колымаге. Он беден, но для близких людей готов отдать , то немногое, чем обладает.
Дочь (взаимоотношения с людьми)
В фильме есть сцена, в которой Фрэнк рассказывает Мэгги о дочери: «Она была очень спортивной». В этот момент камера фиксирует тяжелый взгляд Данна и он замолкает. Зрители так и не узнают, в чем причина разлуки Фрэнка с собственной дочерью, но в этой сцене присутствует намек, на то, что дочь тянулась к нему, «была спортивной». Зачем ребенку тренера интересоваться спортом? Чтобы быть рядом с отцом. Но у Фрэнка было правило: он не тренирует девчонок. Это только моя догадка, но, возможно, дочь Данна стремилась в бокс, а он этого не хотел. Других объяснений нет. Фрэнки пишет письма своей взрослой дочери, но получает всегда назад конверты со штемпелем «Вернуть отправителю».
Религия и чувства
Поскольку Фрэнк главное действующее лицо киноленты, авторы прорисовывают его образ гораздо детальнее. Например, показывают его сложные взаимоотношения с религией, не способной ни излечить его душу от страданий, ни принять сложный жизненный выбор.
Данн не может открыто говорить о собственных чувствах, к откровенности он приходит в финале фильма. Он регулярно ходит в церковь, где задает священнику провокационные вопросы о религии, доводя собеседника до гнева. При этом он страдает в одиночестве и молит Бога, по всей видимости, о скорейшем завершении собственных страданий.
Внимание — спойлер! Мэгги просит Данна об эвтаназии (практика прекращения жизни человека). Он ищет поддержку в храме. Священник твердо просит Фрэнка «уйти в сторону», не вмешиваться и не брать на себя тяжкий грех. Совершенная в фильме эвтаназия оправдывается моралью, заключенной в словах друга Фрэнки – старого боксера «Скрэпа». Мэгги получила свой шанс исполнить мечту (старик сравнивает путь героини с безликой массой людей, проживающих «серую» жизнь, «убирая за кем-то объедки»). По мнению «Скрэпа» Фрэнка винить не в чем, он помог воплотить мечту. Мы подробнее вернемся к разбору этого эпизода в части описания «Скрэпа».
Увлечения
Фрэнк читает на на ирландском стихи Уильяма Батлера Йейтса, главы Ирландского Возрождения. Эта деталь то и дело всплывает в фильме, в том числе как противопоставление со «Скрэпом», который читает комиксы, но при этом глубже видит и анализирует события повседневной жизни. Интеллектуальность противопоставляется жизненной мудрости.
Эдди Дюпбри, он же «Скрэп»
«Скрэп» — старик, в прошлом боксер. Лишился глаза на боксерском матче, где его подставил менеджер. Фрэнк тогда был в углу «Скрэпа» и до сих пор корит себя, что не остановил тот бой и не спас зрение своему подопечному.
Деньги
Эдди живет в зале, еле сводит концы с концами. У него, банально, нет денег даже на новые носки. Но он покупает платные трансляции боксерских матчей, то есть отдает последние деньги своей страсти. Он является нищим, в том смысле, что ему нечего принести в дар ближнему. «Скрэп» приглашает Мэгги в кафе, но за ужин платит она (сцена знакомства с менеджером Микки Мэком).
Вообще, все главные персонажи, показаны бедными, но не преступившими через свои убеждения, и, главное, сохранившие веру в мечту. Мечтой авторы оправдывают и бедность, и утрату здоровья, и даже эвтаназию. В тоже время, преступившие через моральные принципы персонажи получают шанс на обогащения. Боксер «Большой Уилли», чтобы принять участие в титульном бое отказывается от Фрэнка как от тренера, хотя тот на протяжении 8-ми лет его готовил. Но у тренера Данна нет связей и влияния в боксерских кругах.
Религия
Для «Скрэпа» бокс является настоящей религией, догмы которой он выводит, разъясняя причины спортивных событий. Он «снимает» с Фрэнка чувство вины за матч, в котором лишился глаза. «По крайней мере, у меня был шанс», — говорит герой Моргана Фримена. Имеется в виду шанс быть кем-то значительным, возможность боксировать за титул. Такой возможностью «Скрэп» готов оправдать тяжелые травмы и увечья боксеров. Он и формулирует мораль истории Мэгги: «Гореть ярко, но недолго. Оно того стоит, ведь это воплощение мечты». Такова правда «Скрэпа».
Взаимоотношения с людьми
«Скрэп» на протяжении всего фильма является теневой фигурой. Он знает все, что происходит в зале. Более того, его действия и являются причиной практически всех ключевых событий. Именно герой Фримена сводит «Большого Уилли» с менеджером, который организует титульный бой для подопечного Фрэнка. Он же начинает помогать Мэгги тренироваться, всячески ее поддерживая. В трудную минуту горя и отчаяния укрепляет веру Фрэнка в неизбежности страшного решения – эвтаназия Мэгги.
Герой Моргана Фримена вносит в фильме очень опасную идею. Опасную, прежде всего, для молодых людей, очарованных спортом и не осознающих до конца всех сторон жизни, ее сложность. Он делит мир на две части. «Серый» мир, в котором люди обречены на низкооплачиваемый труд, жизнь впроголодь, отсутствие перспектив. «Яркий» мир, где люди сгорают на пути к мечте, где ради шанса взобраться на олимп (дойти до титульного боя) люди готовы жертвовать здоровьем и жизнью. То есть «Скрэп» проповедует ценности человека, способного отрешиться от мирского, от привязанностей, от инстинкта самосохранения. Он мог бы также готовить смертников и революционеров, которые опасны для общества. Именно поэтому устами «Скрэпа» людей, которые ищут способ отдать жизнь за идею, направляют в профессиональный спорт. Это гораздо безопаснее для социума.
«Скрэп» берет под свое крыло потерянного молодого человека Дилана Баджа по прозвищу «Шлеп-бам-бам». Этот комичный персонаж на самом деле дает понять, что самым главным в фильме «Малышка на миллион» является не столько спорт, а отношения отцов и детей. Далее кратко опишем историю Баджа.
Дилан Бадж, он же «Шлепок», «Опасный» и «Шлеп-бам-бам»
«Опасный» слаб физически, слаб духом, но он ищет опору в этом сложном мире, в котором его бросили близкие люди. «Новый бойфрэнд его мамы привез Баджа в Лос-Анджелесс, высадил на одной из улиц и уехал».
У Дилана нет отца, так же как и у Мэгги. Как и она, он тянется к сильному авторитетному мужчине, который способен «научить жизни», а в случае Мэгги привести к титульному бою. Бокс здесь выступает в качестве метафоры жизни. Тренер – это отец, который учит жить. Вот поэтому в фильме так остро обозначена личная драма Фрэнка, отрезанного от своей плоти и крови – от дочери. И поэтому единственным светлым воспоминанием Мэгги в её тяжелой жизни является отец.
Дилан Бадж как бы дублирует историю Мэгги. В зале есть некий боксер Шоррел по прозвищу «Танк», злой и мстительный человек. Он затаил обиду на шутку «Опасного» и решил отомстить. В конце фильма он жестко избивает «Опасного» под улюлюканье толпы приятелей. Шоррел в фильме – это мразота, у которого в жизни, скорее всего, также не было отца в духовном значении этого слова: некому было научить его БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.
Мэгги Фитцжеральд, она же «Малышка на миллион»
Мэгги – 31 год, она работает официанткой в дешевой закусочной. Живет бедно. Это подчеркивается различными деталями: для себя она собирает объедки со столов; расплачивается за боксерскую грушу горой мелочи; не имеет ни ТВ, ни магнитофона.
По своему характеру Мэгги сама простота. Она работает в зале до изнеможения, лишь бы ее заметил тренер. Мэгги не обладает ни хитростью, ни способностью ко лжи или какой-то игре. Она прямолинейна во всем. Камера ловит реакции героини Хилари: восторг при виде лачуги «Скрэпа», воодушевление перед титульным боем и, конечно, разговор с Фрэнки Данном об их тандеме.
Единственным человеком, кто называл ее «любимой» был отец Мэгги. В фильме нет и намека, что героиня кроме бокса была чем-то или кем-то увлечена. Самым светлым воспоминанием для Мэгги является образ отца, которого «так не хватает». Фрэнки ей заменяет отца, а она становится для него дочерью. Он дает ей прозвище «Мо Кушла» — «моя кровь и плоть» в переводе с ирландского языка.
Так же как и в короткой истории «Опасного» Мэгги встречается на ринге с беспринципной грязной боксершей Билли по прозвищу «Голубая медведица». Соперница нарушает правила боя (боксирует за гранью фола) и фактически наносит травму, в результате которой Мэгги остается парализованной. Билли как и Шорелл не умеет БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. И, если Шорелла наказывает «Скрэп», он расправляется с ним на ринге, отправляя в глубокий нокаут, то для «Голубой Медведицы» авторы фильма вовсе не ищут наказания. Ее грязные действия никак не порицаются и не обсуждаются, вроде как это запрещено и правилами бокса …
С другой стороны на протяжении карьерного восхождения Мэгги мы наблюдаем, как она укладывает пачками на настил ринга своих соперниц и только в предпоследнем бое спрашивает у тренера: «Что со здоровьем этой девчонки?». Фрэнк обрывает дальнейшее развитие мысли, не позволяя Мэгги переживать о здоровье противницы. Так же и зрителю не позволяют задаваться подобными вопросами: что же стало с этими нокаутированными девушками и тетями? Диалог о здоровье соперницы следует понимать как социальную установку: неважно, что происходит с боксерами после боя – травматизм это норма. Поэтому в конце фильма мы не увидим справедливого наказания для беспринципной «Голубой Медведицы».
Главная тема в фильме
Мэгги на автозаправке наблюдает за девочкой с собакой. Ей эта картина напоминает о детстве. Об отце, который единственный, кто ее любил в жизни. Образ отца для Мэгги – это самое светлое воспоминание в жизни. Он умер, когда она была еще ребенком.
Фрэнки Данн заменяет для Мэгги отца. Я думаю, что в боксе она компенсирует боль от утраты отца. В тандеме с Фрэнком она проживает дочерне-отцовские отношения. Тренер заботится о ней, учит ее, проводит с ней время – делает все то, чего она не получила в детстве из-за смерти родного отца.
Кроме того, образ отца в фильме пусть не явно, но проступает как символ духовного начала. Покинутые своими отцами второстепенные персонажи, ищут опору в зале бокса («Опасный») или катятся в ад, не имея в жизни твердых духовных ориентиров (Шорелл, Билли).