ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Цены на нефть, от которых зависит благосостояние России, тянут в противоположные стороны — они могут как резко взлететь, так и упереться в потолок.
Вилка в прогнозах пока выглядит так: бурный рост выше $100 за баррель или попытки удержаться на $70.
Практически одновременно (плюс-минус сутки) произошли два события, способных резко повлиять на стоимость российской нефти, экспорт которой продолжает вносить важнейший вклад в формирование доходной части бюджета нашей страны.
В среду члены ОПЕК+, в который входит Россия, договорились снизить добычу нефти на два миллиона баррелей в сутки — это самое агрессивное сокращение с начала пандемии. Помимо этого, страны картеля договорились продлить сделку ОПЕК+, в рамках которой они согласовывают уровень добычи, до конца 2023 года.
Принятое решение может вытолкнуть цены на нефть выше психологически важной отметки в сто долларов за баррель — таков сейчас наиболее распространенный прогноз ведущих аналитиков сырьевого рынка. При этом звучат опасения, что атака со стороны ОПЕК вынудит Соединенные Штаты начать тратить стратегические запасы нефти.
Наглядным подтверждением того, что Вашингтон тревожит такое развитие дел, стала реакция президента США Джо Байдена, который заявил, что разочарован «близоруким решением» ОПЕК+. «Я обеспокоен, это не было необходимо», — цитирует главу Белого дома CNN. Тревога понятна — рост цен на нефть, а значит, бензин, совсем не на руку администрации Байдена накануне выборов в Конгресс, которые должны состояться в ноябре.
Вряд ли кого-то удивит, что и здесь Россию подозревают в кознях и стремлении вести экономическую войну против Запада. Представитель Белого дома Карин Жан-Пьер отметила, что нефтяной картель, ведущую роль в котором играет Саудовская Аравия, «выверил свою позицию с Москвой». Однако саудовский министр энергетики принц Абдель Азиз бен Салман категорически отрицает какой-либо сговор. «Покажите мне, где именно враждебный акт», — так он ответил на вопрос журналистов о том, не использует ли ОПЕК цены на нефть как оружие.
Уже на следующий день, как и ожидалось, Евросоюз утвердил восьмой пакет санкций в отношении России. Главная новость в том, что в его рамках созданы юридические основания для введения потолка цен на российскую нефть. А если точнее, «основа для установления верхнего предела цен на морскую транспортировку российской нефти в третьи страны и для дальнейших ограничений на морскую транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов в третьи страны».
Решения о том, насколько низко может быть установлен потолок цен на нефть и когда это произойдет, пока не приняты. И вряд ли это будет простым делом, учитывая, что сразу несколько стран ЕС всеми силами пытаются выторговать выгодные им исключения и поблажки, чтобы не выполнять восьмой пакет полностью (подробнее об этом читайте здесь).
Как бы то ни было, теперь пришла очередь беспокоиться в Москве. Установление потолка цен на нефть способно внести «деструктивное влияние в будущие горизонты энергетических рынков» и навредить практически всем государствам, которые заинтересованы в их стабильности, заявил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков
«Нашим ответом будет переориентация нефтяного экспорта в те страны, которые готовы с нами нормально сотрудничать», — сказала, в свою очередь, представитель МИД РФ Мария Захарова. По ее мнению, введение «произвольного» потолка цен на нефть служит «лишним подтверждением того, что Брюсселю и Вашингтону принципы рыночной экономики чужды».
Что касается реакции ОПЕК, то Абдель Азиз бен Сальман сказал, что пока еще только предстоит оценить, как будет реализовано решение ЕС и какой оно даст эффект.
Российский вице-премьер Александр Новак был более конкретен — он подтвердил, что Россия, как ранее заявлял президент Владимир Путин, откажется поставлять нефть в страны, которые введут потолок цен. При этом Новак не исключает временного сокращения добычи нефти в России, а также увеличения затрат на доставку сырья и задержек в поставках.
Россия способна снизить добычу нефти на три миллиона баррелей в сутки без вреда для своих месторождений, при этом даже сокращение на полтора миллиона баррелей может «немедленно создать давление на рынки», пишет Bloomberg по итогам опроса экспертов.
Сценарий, при котором цены на нефть удержатся на уровне 70$ за баррель, будет комфортным для России, — такую оценку дает вице-премьер Новак. Вместе с тем Владимир Путин, отметив, что санкционное давление на Россию будет только усиливаться, поставил правительству и Банку России задачу «обеспечить устойчивое восстановление макроэкономической динамики».
Михаил Макаров