Мировой спрос на нефть в долгосрочной перспективе может «катастрофически» упасть, если страны законодательно закрепят свои намерения снизить углеродные выбросы. Об этом говорится в подготовленном Минфином РФ докладе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов».
«<…> Долгосрочные перспективы спроса на нефть становятся все более негативными. Если объявленные намерения ряда стран по достижению углеродной нейтральности к 2050 году (в Китае — к 2060 году) обретут законодательный статус и этому примеру последуют другие страны, то спрос на нефть снизится катастрофически», — приводит РБК выдержки из документа.
В министерстве, отталкиваясь от оценок аналитиков, не исключают, что спрос на нефть в 2050 году (в сценариях нулевых нетто-выбросов парниковых газов) составит 17–24% от уровня спроса в 2019 году, то есть упадет в 4-6 раз.
Напомним, ранее в Минфине рассмотрели несколько вариантов изменения спроса на нефть и газ, поставки которых являются для страны важнейшей частью экспорта. Как заявлял замминистра финансов Владимир Колычев, он и его коллеги оценили в том числе шоковый сценарий. «Мы проводили стресс-тесты разных сценариев энергоперехода, в некоторых наиболее сложных спрос на нефть начинает быстро сокращаться на горизонте до 2030 года», — пояснил замглавы Минфина.
В кулуарах Московского финансового форума он предупреждал, что это чревато сокращением объема фонда национального благосостояния (ФНБ) до 2-3% валового внутреннего продукта (ВВП), что уже ниже критической отметки. Как добавил чиновник, это при условии, что бюджет останется сбалансированным, а секвестра не будет.
Тем не менее, как видится Минфину, пока РФ это грозит мало. «Вероятность такого развития событий не представляется высокой, но, по крайней мере, уже всерьез рассматривается, в том числе экспертным сообществом», — отметил замминистра.
Сейчас ФНБ превышает 12% ВВП, это более 14 трлн руб.
Ранее премьер-министр России Михаил Мишустин сообщил, что правительство подготовило проект концепции развития водородной энергетики. Первый этого плана рассчитан на ближайшие 3,5 года.
Между тем в Европе готовятся ввести трансграничный углеродный налог, который может сказаться на российском бюджете. Так, еще в середине июля Еврокомиссия официально представила проект регламента по трансграничному корректирующему углеродному механизму. Согласно проекту, при ввозе в ЕС цемента, удобрений, электроэнергии, железа, стали и алюминия через несколько лет необходимо будет покупать специальные сертификаты, которые и будут аналогом углеродного налога.
По оценке Минэкономразвития РФ, дополнительная финансовая нагрузка для российских экспортеров в результате введения углеродного налога ЕС составит 50,6 млрд евро до 2030 года. Углеродный налог может оказать существенный эффект на бюджет России, предупреждали в конце августа аналитики рейтингового агентства Scope Ratings.