Хотя даже в Госдуме признали, что Центробанк работает профессионально, рост цен и ослабление рубля еще долго будут оставаться главными проблемами для экономики.
Зато стало понятно, кому сейчас на Руси жить хорошо: с начала года «Сбер» заработал уже более триллиона рублей чистой прибыли.
Торги валютой на Московской бирже все чаще сравнивают с американскими горками. В понедельник курс успел обновить максимумы полутоторагодичной давности, слетав за отметки 102 рубля за доллар и 108 рублей за евро, к вечеру резко развернулся обратно, а во вторник с утра американская и европейская валюты снова пошли в рост. Похоже, доллар надолго окопался около сторублевого рубежа и появление трехзначного курса на табло скоро перестанет восприниматься как новость дня.
Причины, по которым рубль не сумел удержать позиции, отвоеванные накануне, эксперты «Интерфакс-ЦЭА» видят в том, что торги на бирже остаются под давлением дисбаланса между спросом на иностранную валюту и ее предложением. При этом отмечается, что «неустойчивое положение рубля сохраняется с учетом отсутствия новых сигналов со стороны Минфина и ЦБ России об очередных мерах валютного контроля».
Этих сигналов рынки во вторник ждали по итогам встречи председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной с руководством Госдумы. Заинтересованные наблюдатели накануне гадали, какие призывы из своего излюбленного арсенала парламентарии обратят к главе ЦБ с большей страстью: немедленно обуздать падение рубля — или так же решительно снизить ключевую ставку, чтобы «экономика вздохнула свободнее и пошла в рост». В том, что эти задачи невозможно решать одновременно, народным избранникам в ЦБ объясняли не раз, но многие из них, видимо, просто не в силах отказаться от какого-то одного красивого лозунга в пользу другого.
Начиная встречу, председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что у депутатов накопилось много вопросов к Банку России. Через два часа, по ее итогам, спикер фактически признал, что российский финансовый регулятор работает профессионально (если не считать традиционного призыва «повысить персональную ответственность» в руководстве ЦБ). «Вызовы, с которыми мы столкнулись, беспрецедентны. Задумайтесь — 17,5 тыс. санкций. ЦБ в этой ситуации решения принимает. Да, есть вопросы, нужно их обсуждать, но посмотрите, что в других странах, где нет этих вызовов. Какая там инфляция и какие проблемы», — сказал Володин.
© Фото с сайта Госдумы РФ
Здесь трудно обойти вниманием еще одну новость вторника: несмотря на все вышеописанные трудности, Сбербанк за девять месяцев 2023 года получил уже 1,129 трлн рублей чистой прибыли (об этом говорится в отчетности банка по РСБУ). Впрочем, хотя сумма и впечатляет, особой сенсацией она не стала. Еще на прошлой неделе вице-президент «Сбера» Тарас Скворцов анонсировал рекордную прибыль российского банковского сектора по итогам 2023 года. При этом успешные результаты показывают не только крупнейшие игроки, но и банки за пределами топ-20, что, по словам Скворцова, свидетельствует о здоровье сектора.
Что же, хотя бы стало точно известно, кому сейчас на Руси жить хорошо.
В мире тем временем общая атмосфера становится все тревожнее. Агентство Bloomberg пишет, что ежегодные встречи Международного валютного фонда и Всемирного банка, открывшиеся в марокканском Марракеше, проходят под знаком атаки ХАМАС на Израиль, которая потрясла мир и усилила опасения по поводу начала более широкого конфликта на Ближнем Востоке, где находится почти треть мировых запасов нефти.
МВФ продолжает называть инфляцию фактором, требующим особой бдительности на фоне более негативного прогноза экономического роста в 2024 году. В связи с этим главный экономист МВФ Пьер-Оливье Гуринша подчеркнул, что денежно-кредитная политика в большинстве стран должна оставаться жесткой до тех пор, пока инфляция не достигнет целевых показателей, причем по прогнозу МВФ этого не произойдет как минимум до 2025 года.
Как сообщал «Росбалт», вполне вероятно, что на ближайшем заседании совета директоров Банка России по ключевой ставке, запланированном на 27 октября, будет принято решение вновь ее увеличить. При этом в ЦБ также отмечают, что возвращения ставки в нейтральный диапазон 5,5-6,5% можно ждать только после торможения роста цен, но в любом случае не раньше конца 2025 года.
Что касается здоровья отечественной валюты, то конкретику на этот счет Банк России изложил в информационно-аналитическом комментарии, опубликованном вечером 10 октября. Там отмечается, что в сентябре курс рубля продолжал определяться торговым балансом, а дополнительное давление на него оказывало укрепление доллара США к большинству мировых валют в связи с глобальной тенденцией ухода от рисков.
«Текущий рост цен на углеводороды и снижение дисконта не оказывали заметной поддержки рублю на фоне лагов в получении и возврате валютной выручки на российский рынок. Колебания курса рубля снизились почти в два раза по сравнению августом, вернувшись на локальные минимумы этого года. Месячная реализованная волатильность составила 11,1% (в августе: 22,5%)», — говорится в комментарии.
По предварительным данным ЦБ, в сентябре реальный эффективный курс рубля снизился на 2,7% относительно августа, оставаясь ниже своего медианного значения последних лет.
В свою очередь, в обзоре рисков финансовых рынков, который Банк России обнародовал в понедельник, говорится, что после февраля 2022 года существенно изменилась архитектура валютного рынка. Если его биржевой сегмент сосредотачивается на торговле валютами дружественных стран (прежде всего юанем), то внебиржевой сегмент по-прежнему ориентирован на торги «токсичными» валютами. В сентябре доля доллара США и евро в общем обороте внебиржевого рынка составила около 69,2%, а юаня — 25,9%.
© Фото с сайта cbr.ru
Какие прогнозы? Эксперт БКС Экспресс Валерий Емельянов предлагает ориентироваться на «монетарный курс», который выводится как отношение денежной массы и резервов ЦБ. «Фактически это такой курс, который Россия имела бы, если бы у нас постоянно действовал режим валютной привязки по аналогии с Арабскими Эмиратами и Гонконгом», — поясняет он.
На начало сентября рублевая денежная масса России оценивалась примерно в 90,7 трлн. А все международные резервы (с учетом заблокированных) — в $659 млрд. По расчетам эксперта, это соотношение дает условный предел для доллара не выше 160 рублей, а минимум, на который можно рассчитывать в такой модели, — около 90 рублей.
Такой разброс вызван тем, что далеко не все рубли можно реально конвертировать в валюту и не все резервы доступны для продажи. Кроме того, неизвестно, какая часть резервов ЦБ реально доступна после введения западных санкций. Также необходимо учитывать, что РФ имеет крупный запас золота.
«В самом оптимистичном варианте, если мы возьмем ликвидную часть рублевой массы (без депозитов, которые эмитируют сами банки) и максимальный размер международных резервов, то в принципе доллар можно дожать до 87–91 руб», — полагает Емельянов, отмечая, что на сегодня это реалистичный курс, который близок к параметрам федерального бюджета на следующий год, а также к техническим уровням для пары доллар/рубль и консенсус-прогнозу аналитиков.
Михаил Макаров