Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом АО «РС-Балт» либо касается деятельности иностранного агента АО «РС-Балт». 18+
Похоже, уже ничто не в силах заставить центробанки ведущих экономик мира (включая Россию) отказаться от стремления давить инфляцию, не считаясь с издержками.
Рынок жилья и потребительские расходы в Европе приносят в жертву борьбе с ростом цен.
Банк России вновь предупредил, что на ближайшем заседании его совета директоров, которое состоится 21 июля, может быть принято решение повысить ключевую ставку после долгого периода, когда ее удерживали на одном уровне.
Напомним, что 9 июня российский Центробанк в шестой раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 7,5%. Однако по итогам июньского заседания ЦБ РФ в пресс-релизе, опубликованном на его официальном сайте, подчеркивалось, что «в условиях постепенного увеличения текущего инфляционного давления Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях для стабилизации инфляции вблизи 4% в 2024 году и далее». Позже глава Банка России Эльвира Набиуллина рассказала, что уже тогда рассматривались варианты повышения ставки от 0,25 до 0,75 процентного пункта.
В эту среду сигнал прозвучал еще отчетливее. «Ставка 7,5% в течение периода времени соответствовала нашему пониманию, в том числе нашему прогнозу, тому, что требуется, чтобы стабилизировать инфляцию вблизи 4%. Пока данные это подтверждали. Но мы видим, что баланс рисков все в большей степени смещен в сторону проинфляционную», — цитирует ТАСС заявление заместителя председателя ЦБ РФ Алексея Заботкина.
В ведомстве Эльвиры Набиуллиной не раз давали понять, что знают позицию представителей бизнеса, многие из которых настаивают на снижении ставки как минимум до 6,5% к концу года. Однако борьба с ростом цен по-прежнему имеет для российского финансового регулятора высший приоритет.
Стоит отметить, что Россия здесь далеко не исключение — центробанки ведущих экономик мира уже долгое время синхронно проводят политику ужесточения денежно-кредитной политики для борьбы с разгоном инфляции. В Соединенных Штатах такие действия ФРС называют одной из главных причин банковского кризиса, резко обострившегося в середине марта.
Тем не менее, финансовые чиновники непреклонны и, похоже, готовы к новым жертвам. 15 июня Европейский центральный банк (ЕЦБ) повысил три своих ключевые процентные ставки в восьмой раз подряд: базовую по кредитам до 4%, по депозитам до 3,5% и по маржинальным кредитам до 4,25%.
Вице-президент ЕЦБ Луис де Гиндос дал понять, что очередное повышение процентной ставки в следующем месяце почти гарантировано. В интервью Bloomberg в среду он подчеркнул, что базовое инфляционное давление может оказаться более устойчивым, чем ожидается в настоящее время, а высокий туристический сезон, вероятно, приведет к росту стоимости услуг.
Днем ранее глава ЕЦБ Кристин Лагард выразила сомнение, что сможет в ближайшее время «с полной уверенностью» заявить, что пик ставок достигнут. Она описала «вторую фазу процесса инфляции», когда работники стремятся «наверстать упущенное» в заработной плате, чтобы возместить потерянный доход.
При этом показатели инфляции в еврозоне далеки от цели ЕЦБ в 2%. В обзоре Bloomberg делается прогноз, что официальные лица во Франкфурте (где расположена штаб-квартира ЕЦБ) сохранят склонность к ужесточению денежно-кредитной политики, даже если в ближайшие месяцы им придется смириться с замораживанием роста доходов жителей Евросоюза.
В свою очередь, агентство Reuters пишет в среду, что банковское кредитование еврозоны в мае по данным ЕЦБ еще больше замедлилось из-за повышения процентных ставок и рецессии в обширном производственном секторе блока. «ЕЦБ повышал процентные ставки самыми быстрыми темпами за последний год, чтобы бороться с устойчивой инфляцией, ослабляя спрос на банковские кредиты и замедляя все, от рынка жилья до строительства и потребительских расходов», — отмечает агентство.
Обстановку в Соединенных Штатах наглядно описывает заголовок CNN Business: «Инфляция терзает. Но экономисты Белого дома считают, что в любой другой стране G7 ситуация еще хуже». Там говорится, что инфляция в США сейчас ниже 3%, что заметно лучше, чем в любой другой стране «группы семи», в которую входят Канада, Франция, Германия, Италия, Япония и Великобритания. Однако ситуация с ростом цен все еще не устраивает ни экономистов, ни американские семьи, что в значительной степени является причиной падения рейтингов президента США Джо Байдена.
Главный экономист консалтинговой фирмы RSM Джо Брюсуэлас предположил, что Совет экономических консультантов (CEA) при президенте США сейчас, по-видимому, пытается не просто сформировать общественные ожидания в отношении инфляции, но и посылает косвенный сигнал Федеральной резервной системе, что пора готовить «последний акт» в цикле повышения ставок. Однако представитель Белого дома Майкл Кикукава оспорил мнение о том, что «CEA передает сообщения ФРС», поскольку администрация Байдена уважает независимость национального финансового регулятора.
Как бы то ни было, «байденомика запятнана высокой инфляцией», — констатирует репортер CNN Мэтт Иган. По его мнению, именно поэтому американцы ставят президенту плохие оценки по экономике, несмотря на исторически низкий уровень безработицы и бум «зеленой энергетики». Недавний опрос Gallup показал, что лишь 35% жителей США полностью или частично доверяют главе Белого дома в экономике — это почти повторение антирекорда, достигнутого при Джордже Буше-младшем в 2008 году.
Михаил Макаров