Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом АО «РС-Балт» либо касается деятельности иностранного агента АО «РС-Балт». 18+
Эльвира Набиуллина отвергла предположения, что Банк России намеренно ослабляет курс национальной валюты ради сохранения доходов бюджета.
В ЦБ РФ обещают, что уже совсем скоро в дополнение к наличной и безналичной формам рубля появится еще одна — цифровая.
Доллар и евро на Московской бирже утром 6 июля продолжили активный рост, при этом европейская валюта преодолела психологический рубеж, добравшись до трехзначной отметки в 102 рубля за евро. За доллар в это же время давали более 93 рублей — в последний раз такие уровни курс рубля демонстрировал 28 марта прошлого года. Впрочем, к вечеру четверга российской валюте удалось отыграть часть потерь, вернувшись к курсам 92,3 рубля за доллар (+1,3 рубля к уровню закрытия предыдущих торгов) и 100 рублей за евро (+ 1 рубль).
Причиной утреннего скачка курса аналитики называют ухудшение параметров внешнеторгового баланса, а также рост спроса на валюту со стороны нерезидентов. Дополнительное давление на рубль оказывало принятое накануне решение Минфина РФ сократить более чем в два раза продажи валюты по бюджетному правилу начиная с 7 июля. При этом, как отмечают эксперты «Интерфакс-ЦЭА», поддержку котировкам в ходе сессии оказали словесные интервенции со стороны руководителей Банка России и рост вероятности дальнейшего повышения ключевой ставки.
В первую очередь, стоит отметить заявления главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, сделанные в ходе ее выступления на Финансовом конгрессе Банка России, который 6–7 июля проходит в Санкт-Петербурге. «Мы не таргетируем курс рубля. Для нас любой курс приемлем, мы его учитываем, когда принимаем решение по денежно-кредитной политике. Мы готовы вмешиваться на валютный рынок своими интервенциями, только когда видим некоторые риски финансовой стабильности», — сказала Набиуллина, пояснив, что под этим подразумевается нехватка ликвидности на рынке. «Сейчас таких рисков финансовой стабильности нет», — подчеркнула она.
Текущая динамика рубля несет проинфляционные риски, и это будет учтено в ходе принятия решения по ключевой ставке, также заявила Набиуллина. При этом Банк России уже как минимум дважды подавал отчетливые сигналы, что допускает повышение ключевой ставки на заседании совета директоров регулятора, которое запланировано на 21 июля.
Кроме того, первый зампред Банка России Ксения Юдаева дала понять, что выступает за возвращение к полноценному действию механизма перераспределения доходов от экспорта сырья. «У нас же нет бесконечных ресурсов, чтобы бесконечно балансировать бюджетный дефицит. Мне кажется, проблема в том, что нам надо возвращаться к бюджетному правилу с точки зрения более сбалансированного бюджета. Это нам сократит влияние бюджета на курс. С этим я бы согласилась», — сказала она.
Не вступая напрямую в полемику с теми, кто обвиняет ЦБ РФ в намеренной девальвации рубля, Эльвира Набиуллина все же подчеркнула, что такие предположения не выходят за рамки конспирологии. «Мы видим, что у нас, когда курс ослабляются, начинаются теории заговора, что это чуть ли не специальное ослабление, чтобы увеличить доходы бюджета, или какие-то другие теории», — приводит ее слова агентство «РИА Новости».
Чтобы понять причины, определяющие движение курса, глава Банка России призывает смотреть, прежде всего, на динамику внешней торговли. Для иллюстрации она привела такой пример: за первые пять месяцев этого года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего, экспорт упал приблизительно на 40%, а импорт вырос примерно на 15%.
Примечательно, что в этот же четверг в Forbes было опубликовано интервью с еще одним первым зампредом ЦБ РФ Ольгой Скоробогатовой, в котором она рассказала, что в 2025–2027 годах гражданам России станет доступным для использования цифровой рубль, а уже в этом и следующем годах он будет применяться «в режиме пилотирования, с очень ограниченным количеством клиентов и операций».
Цифровой рубль будет сочетать в себе независимость наличных денег и удобство безналичных, отметила Скоробогатова. При этом, по ее словам, новая форма национальной валюты не будет зависеть от условий банков и позволит гражданам «свободно расплачиваться и переводить цифровые рубли ровно в пределах остатка средств в цифровом кошельке», причем для физлиц операции будут бесплатными, а для бизнеса — с минимальной комиссией.
«Подчеркну, что цифровой рубль — прежде всего средство именно для платежей и переводов. Это не средство сбережения — Банк России не будет начислять проценты на остаток цифровых рублей в кошельках и, естественно, не будет выдавать кредиты в цифровых рублях», — пояснила она. Также ЦБ пока не видит необходимости выплачивать пенсии и пособия цифровыми рублями.
В случае достижения соответствующих международных договоренностей, интеграция национальных цифровых валют при трансграничных расчетах сможет заменить SWIFT, потому что платежи и информация по ним будут проходить совсем в другой расчетной инфраструктуре, нежели сейчас, сказала зампред Банка России.
Тем, кто сейчас обеспокоен сохранением своих сбережений, стоит обратить внимание на прогноз Скоробогатовой, согласно которому введение цифрового рубля приведет к борьбе банков за клиента, в ходе которой они могут поднять ставки по депозитам и станут активнее предлагать новые инструменты инвестирования — например, в цифровые финансовые активы.
Михаил Макаров