Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом АО «РС-Балт» либо касается деятельности иностранного агента АО «РС-Балт». 18+
Ослабление российской валюты и рост инфляционных рисков не оставляют Банку России иного выбора, кроме ужесточения денежно-кредитной политики.
Эксперты отмечают, что в пользу рубля не сработали ни июльское повышение ключевой ставки, ни высокие нефтяные цены.
Американская и европейская валюты в понедельник продолжили уверенный рост по отношению к рублю, поднявшись к уровням конца марта 2022 года. Курс доллара на Московской бирже превысил отметку 97 рублей, евро торгуется выше 106 руб.
Что касается цен на нефть, которые в последнее время оказывали поддержку российской валюте, то октябрьские фьючерсы на Brent на лондонской бирже ICE Futures 7 августа подешевели на $0,82 до $85,42 за баррель.
Как рассказал «Интерфаксу» главный аналитик Промсвязьбанка Егор Жильников, рост доллара подкрепляется уменьшением предложения валюты на фоне ухудшения показателей внешнеторгового баланса. Дополнительное давление оказывает решение Минфина РФ перейти с 7 августа от продажи к покупке валюты в рамках бюджетного правила.
«Стоит заметить, что ключевое давление на рубль пришлось во второй половине дня после неожиданной коррекции индекса МосБиржи, ввиду чего не исключаем, что свою лепту внес отток капитала из страны. Мы опасаемся, что пара „доллар-рубль“ в рамках недели может перейти в диапазон 97-98 руб./$1 ввиду отсутствия значимых факторов поддержки рублю. Надеемся, что сглаживать рост американской валюты будет благоприятная конъюнктура на нефтяном рынке», — говорит аналитик.
В свою очередь, старший трейдер УК «Альфа-Капитал» Владислав Силаев в комментарии для РБК отметил, что одной из причин ослабления рубля к евро и доллару могло стать повышение спроса со стороны импортеров. «Текущего объема предложения валюты на рынке импортерам явно не хватает, тогда как объемы импорта восстанавливаются. В пользу рубля не сработали ни повышенная ключевая ставка Банка России, ни высокие нефтяные цены, ни приток на рынок средств от реинвестированных дивидендов», — пояснил он.
Эксперт не исключает, что инвесторов продолжает пугать дисбаланс спроса и предложения валюты, поскольку быстрого решения этой проблемы не существует. Новости от ЦБ по поводу дополнительной продажи юаней из состава ФНБ, которая стартовала 1 августа и продлится до 31 января 2024 года, должны были поддержать рубль, но этого не произошло.
В этих условиях растут ожидания, что финансовый регулятор вмешается в ситуацию на валютном рынке. По данным Росстата недельная инфляция в России с 25 по 31 июля замедлилась до 0,13% по сравнению с 0,23% неделей ранее, однако с начала года потребительские цены выросли уже на 3,52%. При этом проинфляционные риски в пресс-релизах ЦБ РФ неоднократно отмечались как наиболее важный фактор при рассмотрении вопроса о дальнейшем повышении ключевой ставки.
Напомним, что российский Центробанк 21 июля повысил ее сразу на 100 базисных пунктов до 8,5% годовых. Это произошло впервые с 19 сентября 2022 года — тогда ставка была установлена в размере 7,5%, и она сохранялась на этом уровне по итогам шести последующих заседаний ЦБ РФ.
Неделю назад глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что для сдерживания инфляции «потребуется более высокая траектория ключевой ставки». Ожидается, что решение об этом будет принято на заседании ЦБ РФ 15 сентября.
В обновленном прогнозе ЦБ среднегодовая ключевая ставка на текущий год повышена до 7,9-8,3%, на следующий — более существенно, до 8,5-9,5%. «Шаг возможного повышения будет определяться тем, в какой мере поступающие данные будут влиять на нашу оценку развития ситуации и баланс рисков для достижения цели по инфляции вблизи 4% в 2024 году», — сказала Набиуллина (цитата по ТАСС).
Вместе с тем ряд экспертов предполагают, что в сложившейся ситуации Банк России в сентябре будет вынужден сделать более решительный шаг, чем в июле, и повысить ставку более чем на 100 базисных пунктов — то есть она вплотную может приблизиться к 10%.
Подробнее о приоритетах в денежно-кредитной политике Банка России читайте в статье «Набиуллина сняла ставку с тормоза».
Михаил Макаров