Не выдержала давления: глава ЦБ Турции попросила Эрдогана ее уволить

Хафизе Гайе Эркан, пытаясь побороть кризис, подняла ключевую ставку до 45% годовых и стала «врагом нации».

В странах «золотого миллиарда» финансовые бури не достигают таких масштабов, но все равно жесткая денежно-кредитная политика — это сейчас общемировой тренд.

Не выдержала давления: глава ЦБ Турции попросила Эрдогана ее уволить

Президенту Турции Реджепу Эрдогану пришлось уволить главу национального Центробанка Хафизе Гайе Эркан, которая оказалась больше не в силах выносить общественное давление на нее и ее семью.

«Несмотря на позитивные сдвиги, как известно общественности, недавно была организована крупная кампания против моей репутации. Чтобы не допустить дальнейшего влияния этого на мою семью и ребенка, которому не исполнилось еще и полтора года, я попросила президента освободить меня от обязанностей», — говорится в обращении Эркан, которое передал телеканал TRT. На освободившееся место уже назначен ее бывший заместитель Фатих Карахан.

Эркан, которая ранее работала в крупном американском инвестбанке Goldman Sachs и была членом правления First Republic Bank, возглавила турецкий ЦБ не так давно — в июне прошлого года, став первой женщиной на этом посту. При этом всего чуть более чем за полгода под ее руководством ключевая ставка в стране была поднята восемь раз подряд и теперь составляет 45% годовых (напомним, что в РФ сейчас 16%, и это считается высоким показателем).

С приходом Эркан на должность главы ЦБ связывали надежды, что ей удастся навести порядок в экономике страны, переживавшей острую фазу кризиса, высокую инфляцию, падение стоимости национальной валюты и потерю резервов. Сразу же после назначениям Эркан начала проводить максимально жесткую денежно-кредитную политику (ДКП). Уже в июне учетная ставка Центробанка Турции была поднята сразу вдвое — с 8,5% до 15% годовых, а затем путем последовательных ежемесячных повышений доведена до нынешнего рекордного значения. Такие действия вызвали особенно большой резонанс, учитывая, что до этого ЦБ Турции не повышал ставку в течение более двух лет, игнорируя разгон инфляции.

Масла в огонь критики в адрес финансовой политики властей подлило очередное падение курса турецкой лиры, который 28 декабря резко пошел вниз на фоне решения правительства страны повысить минимальный размер оплаты труда сразу на 49% до 17002 лир ($578). В результате, по данным агентства Bloomberg, турецкая лира стала второй в списке худших валют развивающихся стран после аргентинского песо.

Впрочем, Турции еще есть куда падать, если сравнивать со странами, ставящими абсолютные антирекорды. К примеру, тот же Bloomberg на прошлой неделе назвал «практически мертвым» зимбабвийский доллар, который за январь потерял треть своей стоимости по отношению к доллару США. Как пишет агентство, для покупки хлеба в Зимбабве необходимо отсчитать сотню крупных купюр (самым большим номиналом обладают 100 зимбабвийских долларов, что составляет менее 1 американского цента).

Вместе с тем в октябре в Зимбабве снизили базовую процентную ставку со 150% до 130%, уступив пальму первенства той же Аргентине, которая поддерживает ставку на уровне 133%. Здесь стоит напомнить, что Зимбабве переживала куда более худшие времена гиперинфляции. Пиковой величины рост цен в этой стране достиг в 2008 году, составив 231 млн процентов, в ходу были купюры номиналом 100 трлн зимбабвийских долларов. В итоге дело дошло до того, что стране на время пришлось вообще отказаться от национальной валюты, перейдя на доллары США.

В странах так называемого «золотого миллиарда» финансовые бури, конечно, не достигают таких масштабов, но и там сейчас рост цен воспринимается как главный вызов экономической стабильности. Так что поддержание ключевой ставки на высоком уровне — это, можно сказать, транснациональный тренд.

25 января Европейский центральный банк (ЕЦБ) сохранил процентные ставки без изменений (базовая — 4,5%, маржинальная кредитная — 4,75%, депозитная — 4%). При этом глава ЕЦБ Кристин Лагард «не дала никаких намеков на возможное снижение, подтвердив вместо этого свою приверженность борьбе с инфляцией», отмечает Reuters. Европейский регулятор по-прежнему намерен вернуть инфляцию к среднесрочной цели в 2%, при том что годовая инфляция в еврозоне ускорилась с 2,4% в ноябре до 2,9% в декабре 2023 года.

31 января Федеральная резервная система США в четвертый раз подряд отказалась снижать учетную ставку, оставив ее на уровне 5,25–5,5% годовых. Председатель ФРС Джером Пауэлл разрушил надежды рынков на смягчение ДКП, заявив, что нет уверенности в достижении ценовой стабильности к этому времени. Как отмечает Bloomberg, инфляция в США по итогам 2023 года составила 2,6%, «что значительно ниже пика в 7,1%, наблюдавшегося в середине 2022 года, но все еще выше целевого показателя в 2%, определенного политиками».

1 февраля Банк Англии также оставил ставку без изменений — на уровне 5,25% годовых. За такое решение проголосовали шестеро из девяти членов Комитета по денежно-кредитной политике, двое выступили за ее подъем до 5,5%, один — за снижение до 5%, говорится в сообщении британского ЦБ. Комитет полагает, что ДКП должна оставаться жесткой, пока не исчезнет риск превышения целевого уровня инфляции в 2% (в декабре рост цен в Великобритании составил 4%).

2 февраля Центральный банк Египта повысил ключевую ставку с 19,25% до 21,25%. Помимо неопределенности в отношении инфляционных ожиданий, особенно по отношению к мировым ценам на сырьевые товары, это решение также объясняется ростом общемировой геополитической напряженности, в частности, угрозой для судоходства в Красном море.

Среди стран, входящих в ТОП-10 крупнейших экономик мира, из общего тренда выбивается разве что Бразилия. 1 февраля ЦБ этой страны в пятый раз подряд понизил ставку рефинансирования — до 11,25% годовых, это рекордно низкое значение за два года. При этом инфляция в Бразилии за 2023 год составила 4,62% (минимальный уровень с 2020 года).

Со своей стороны, директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева предостерегла ФРС США и другие финансовые регуляторы крупных экономик от преждевременного смягчения ДКП, поскольку иначе они могут столкнуться с большими рисками. «Центральные банки должны ориентироваться на данные, а не на завышенные ожидания рынков. На данном этапе цикла существует риск преждевременного ослабления», — цитирует ее слова ТАСС. Слишком ранние шаги в вопросе снижения ставки, по мнению главы МВФ, могут свести на нет успехи в борьбе с инфляцией, а также ожидания относительно будущего ценового давления, что может повлиять на доверие потребителей и инвесторов.

Что касается России, то ближайшее заседание совета директоров Центробанка по пересмотру ключевой ставки запланировано на 16 февраля. Как сообщал «РосБалт», председатель Банка России Эльвира Набиуллина на этой неделе впервые дала отчетливый сигнал о возможном смягчении ДКП — скорее всего, во второй половине 2024 года. Но уже не раз подчеркивалось, что это произойдет, только если удастся вернуть инфляцию к цели в 4%. Пока же многие аналитики склоняются к прогнозу, согласно которому 16 февраля ЦБ РФ сохранит ключевую ставку на нынешнем уровне в 16%.

Михаил Макаров

Мы в соцсетях           

 

 

Leave a Reply