ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Российская экономика может в будущем столкнуться с новыми «черными лебедями», то есть редкими событиями, но со значительными последствиями.
Как, в частности, заявил сегодня на Российском облигационном конгрессе главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин, основная проблема, которая может стать большим сюрпризом, — это баланс домохозяйств, сообщает РИА «Новости».
«Если посмотреть на то, какова сейчас норма сбережений домохозяйств, то здесь можно обнаружить, что она, по оперативным данным, находится на уровне не выше, чем та, которая была в США и Европе перед кризисом — для них 2007–2008 годов, для нас больше 2009 года», — указал эксперт.
Он не исключает, что в российской экономике «в полный рост может образоваться ситуация», когда она «в 2022 году попадет в стагнацию», и в результате Центробанк РФ перейдет к снижению ключевой ставки.
Со своей стороны, главный экономист Sova Capital Артем Заигрин считает необходимым говорить о том, чего еще не произошло. «Энергетический кризис уже произошел, торговая война между Китаем и США активно идет, пандемия произошла. Тем не менее, я думаю, геополитические риски нужно не забывать. Когда лес рубят — щепки летят, и торговая война между США и Китаем может на нас и другие развивающиеся рынки очень сильно повлиять», — предупреждает эксперт.
При этом директор по инвестициям «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой полагает, что «первое — это геополитика и частично политика, что касается многих развивающихся стран». «Второе — высокая неопределенность относительно того, какой будет инфляция и реакция процентных ставок. Третье, что, как мне кажется важно в контексте российской экономики — это все большая и большая заметная доля российского государства в экономике», — указал эксперт.
«Коротко скажу в координатах знаменитых всадников апокалипсиса: чума уже была. Не про войну говорю, а про рост военных расходов. Рост военных расходов — это на самом деле, на мой взгляд, большущий риск. Он поможет, конечно, оборонному сектору, но с точки экономики в целом это, конечно, фактор очень негативный», — добавил, в свою очередь, директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.