Российской пенсионной системе нужен накопительный элемент, однако создать в стране систему добровольных пенсионных накоплений пока не удалось. Об этом председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина в интервью на YouTube-канале «Фанимани».
Отвечая на вопрос ведущего, ждать ли от государства «полуобязательной» добровольной системы пенсионных накоплений, глава ЦБ сказала, что «у нас пока не получилось», и у нее «нет прогноза», сообщает «Финмаркет».
«Я вижу, что к теме обязательных пенсионных накоплений, в том или ином виде обязательных (у нас была предыдущая система обязательных накоплений, которая была заморожена, потом была автоподписка, еще что-то), мне кажется, к этой теме есть сдержанное отношение у многих, у общества в целом. Тема чувствительная. Есть опасения распространенные, и это проблема, что есть такое отношение», — констатировала Набиуллина.
На ее взгляд, такое «недоверие» существует не только в России, но и в других странах, где пенсионная система меняется очень часто. «С другой стороны, я прекрасно понимаю, что накопительный элемент нужен. В силу в том числе нашей демографии», — пояснила Набиуллина.
По ее словам, правильная политика в этом вопросе — дать больше стимулов со стороны государства для долгосрочных накоплений граждан, чтобы люди накапливали на случай старости, непредвиденных ситуаций и т. д. Это можно делать в банках, в инвестиционных компаниях, через ИИС-3, концепцию которого Центробанк сейчас обсуждает с правительством. Но чтобы граждане совершали добровольные накопления, нужно много достаточно «весомых» стимулов. К тому же возможность накапливать может появиться и с ростом доходов населения, уверена председатель Банка России.
Напомним также, еще в начале нынешнего года ведущий эксперт Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников говорил, что российская пенсионная система остается одной из «хронических болезней» страны, и гражданам не стоит ждать достойных пенсий. По его словам, «ключевая величина, по которой можно оценивать, насколько „достойными“ являются пенсии в стране — это так называемый коэффициент замещения: какой процент от средней зарплаты составляет средняя пенсия». «В наиболее развитых странах, на которые стоит ориентироваться, этот коэффициент составляет 60 — 70%, в России он еще несколько лет назад составлял 40% — это международная норма, на троечку», — посетовал эксперт.
«Современные развитые пенсионные системы состоят непременно из этих двух элементов — страхового и накопительного. Напомню, что с 2015 года накопительная составляющая пенсионной системы у нас заморожена, то есть новые деньги туда не поступают. Почему — вопрос не ко мне: вероятно, тогда случился кризис, и правительству стало не хватать средств. Кстати, именно после заморозки накопительных пенсий коэффициент замещения в России стал падать — что и неудивительно. Величина взносов в накопительную пенсионную систему — около 500 млрд рублей в год, и эти средства пошли не в систему накопительных пенсий, а на обеспечение страховых, влились в общий котел. Заметим также, что уже не первый год страховые пенсии выплачиваются с помощью бюджетных трансферов — их размер достиг 3 трлн в год и имеет тенденцию к росту. Проще говоря, Пенсионный фонд России не справляется с выплатой страховых пенсий за счет собственных средств, хотя должен бы. Ему помогает федеральный бюджет», — констатировал эксперт.
Добавим, что с 1 января 2019 года в России вступили в силу поправки в пенсионное законодательство. В частности, предполагается поэтапное (до 2028 года) повышение пенсионного возраста для мужчин — с 60 до 65 лет, для женщин — с 55 до 60 лет. При этом, согласно официальной статистике, средняя продолжительность жизни в России составляет менее 73 лет. Пенсионная реформа вызвала неоднозначную реакцию в обществе, однако власти заявили, что она неизбежна.