Евросоюз уже не видит иного способа защиты от экономической экспансии Китая, кроме как вступления в торговую войну, которую начали США.
Самый мощный инструмент контрсанкций, которым владеет Пекин, — ограничение доступа к своему огромному внутреннему рынку.
Вслед за США, проблемы в торговых отношениях с Китаем обострились у Евросоюза. В то время, как Вашингтон пытается ограничить промышленное развитие своего главного экономического соперника, на что Пекин отвечает болезненными контрударами, европейцы пришли к выводу, что уже в началу следующего десятилетия они окажутся на технологическом поводке у КНР.
Агентству Reuters стало известно содержание документа, подготовленного для лидеров Европейского Союза, в котором говорится, что ЕС к 2030 году может попасть в такую же зависимость от поставок из Китая литий-ионных аккумуляторов, в какой он прежде находился от закупки российских энергоносителей.
Дело в том, что из-за непостоянного характера возобновляемых источников энергии, таких как солнце или ветер, требуется расширение возможностей хранения добытого электричества. Без этого ЕС не сможет достичь заявленной цели по нулевым выбросам углекислого газа к 2050 году. В итоге прогнозируется резкий (в 10-30 раз) рост спроса на литий-ионные батареи, топливные элементы (fuel cells) и электролизеры. Как отмечается, хотя ЕС занимает сильные позиции на этапе сборки электролизеров, занимая более 50% мирового рынка, он в значительной степени полагается на поставки из Китая топливных элементов и литий-ионных батарей, имеющих решающее значение в производстве электромобилей.
Эта проблема станет одной из главных в дискуссиях по экономической безопасности на встрече глав стран Евросоюза в испанской Гранаде, запланированный на 5 октября. «Обеспокоенные растущими напористостью и экономическим весом Китая, лидеры ЕС обсудят предложения Европейской комиссии по снижению риска чрезмерной зависимости от КНР и необходимости диверсификации в сторону Африки и Латинской Америки», — пишет Reuters, отмечая при этом, что у Европы уже был негативный опыт, когда «прекращение большинства закупок энергоносителей из России вызвало шоковый рост цен на них в ЕС и всплеск потребительской инфляции, вынудив Европейский центральный банк резко поднять процентные ставки, что замедлило экономический рост».
Судя по предыдущим действиям Брюсселя, там не видят иного способа защитить себя от экономической экспансии Китая, кроме как включится в торговую войну с ним. Сложно иначе оценивать, например, перспективу введения заградительных тарифов на китайские электромобили, о которой стало известно на прошлой неделе.
О том, что Еврокомиссия начала расследование в отношении субсидий на китайские электромобили из-за растущей конкуренции между Европой и Китаем, глава ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила на пленарной сессии Европарламента 13 сентября. Таким способом европейцы посылают «мощный сигнал» Пекину, заявила в интервью Bloomberg бывший комиссар ЕС по торговле Сесилия Мальмстрем.
Всемирная торговая организация на прошлой неделе уже выступила с недвусмысленным предупреждением о том, что мировой экономике грозит раскол на конкурирующие торговые блоки. По оценке экспертов ВТО это грозит сокращением реальных доходов граждан как минимум на 5%, а в бедных странах, возможно, вдвое больше.
Понятно, что ответ Китая на действия ЕС не заставит себя долго ждать. «Правительство председателя КНР Си Цзиньпина уже продемонстрировало решимость ответить на карательные торговые меры — такие как тарифы бывшего президента США Дональда Трампа — собственными контрмерами. Самый мощный инструмент, которым владеет Пекин, — это ограничение доступа к его огромному внутреннему рынку», — отмечает Bloomberg.
Все это происходит на фоне заметного восстановления экономики Китая, опровергающего многие негативные прогнозы. По итогам августа рост промышленного производства и розничных продаж в КНР пошли вверх по сравнению с тем же периодом годом ранее. Улучшению показателей способствовало увеличение числа выпускаемых автомобилей, которое в августе поднялось на 4,5% после спада месяцем ранее. Одновременно снизился уровень безработицы. «Возможно, пик пессимизма уже позади», — сказал этому поводу Bloomberg Дин Шуан из Standard Chartered Plc.
Стоит также отметить, что в понедельник Владимир Путин заявил о завершении восстановления экономики России, которая, по словам главы государства, выдержала беспрецедентный санкционный натиск. ВВП РФ вышел на уровень 2021 года, при этом по итогам нынешнего года его рост может составить 2,5-2,8%.
Михаил Макаров