ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
О курсе рубля, нефтяных доходах и оттоке вкладов из банков и рассказывает экономист Сергей Хестанов.
Рост задолженности по зарплате показывает, что экономическая ситуация в стране постепенно ухудшается.
Учитывая то обстоятельство, что степень тревожности общества довольно высокая, не приходится удивляться, что люди предпочитают забрать свои средства из банков, отметил в интервью «Росбалту» советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов.
— В конце сентября в вашем предыдущем интервью «Росбалту» речь шла, в том числе, об укреплении рубля и курсе валют в нашей стране. Вы прогнозировали, что в ближайшем будущем ситуация изменится. Появились ли сегодня свидетельства того, что рубль будет дешеветь?
— Прежде всего, месяц — это все-таки достаточно небольшой срок. Кроме того, особенность анализа любых макроэкономических показателей российской экономики в настоящее время заключается в том, что необходимо учитывать, в числе прочего, те или иные санкционные действия со стороны торговых партнеров России.
Сейчас в плане воздействия на валютный курс, наверное, впереди два самых важных события с точки зрения воздействия на экспортную выручку и, как следствие, курса рубля. Это введение уже достаточно скоро европейского эмбарго на российскую нефть, а также на нефтепродукты в начале 2023 года. До тех пор, пока эти события не произошли, наверное, рано делать какие-то далеко идущие выводы относительно курса рубля.
— Информация на эту тему от агентства Bloomberg. Поступления в российский бюджет от экспорта сырой нефти на прошедшей неделе упали до минимума с 24 февраля из-за сокращения поставок в Индию. Одновременно международные резервы РФ с 7 по 14 октября сократились на 4,3 млрд долларов. Чем это грозит простым россиянам?
— Пока практически ничем. Дело в том, что состав международных резервов даже сейчас, после заморозки их части, достаточно разнообразен. Изменения такого масштаба могут быть связаны просто с переоценкой. Допустим, в составе резервов сейчас довольно высока доля золота. Меняется цена на него, соответственно, пересматривается оценка стоимости международных резервов.
Если тенденция продолжится и масштабы изменений будут выше, тогда можно будет делать некоторые выводы. Пока же это скорее повод внимательнее следить за этим показателем.
— Тогда о других цифрах. О чем свидетельствует сокращение средств населения в российских банках? В сентябре, по данным ЦБ, они уменьшились на 458 млрд рублей.
— Это достаточно типичное поведение. Когда людей беспокоит какая-то негативная информация, то возникает традиционная с 1990-х годов реакция общества: пойти в банк, снять свои деньги и хранить их в наличной форме.
Учитывая то обстоятельство, что степень тревожности общества довольно высокая, не приходится удивляться, что люди предпочитают забрать свои средства и держать их дома.
— Задолженность по заработной плате в России на 1 октября составила 942,4 млн рублей. Она увеличилась по сравнению с началом сентября на 11,5%. Каков механизм ее возникновения? Мне казалось, что это явление из тех же 1990-х.
— Нет, вы ошибаетесь. Задолженность существует всегда, хотя бы в силу технических причин. Сами по себе цифры пока выглядят не слишком большим, но тенденция к росту достаточно объективно подтверждает ту мысль, что дела здесь идут не лучшим образом. Это согласуется со всеми официальными данными. Вот и рост задолженности по зарплате просто характеризует то, что экономическая ситуация в стране в целом постепенно ухудшается.
— Какие цифры здесь, на ваш взгляд, наиболее объективны? Сегодня много прогнозов относительно падения ВВП, например.
— К сожалению, абсолютно точного метода измерения большинства показателей в крупных экономиках не существует. Любая оценка, любая методология дают какую-то погрешность. Чаще всего (и особенно в условиях достаточно обычных для экономики) эти показатели отличаются друг от друга не слишком значительно.
Если посмотреть на ВВП, то его рассчитывают не только отечественные институты, но и зарубежные. Чаще всего оценки похожи. На практике самые интересные, с точки зрения измерений, моменты, это когда все, кто вычисляют тот или иной показатель, дают схожие по направлению изменения. Какие-то небольшие отличия объясняются разной методикой и всегда есть погрешность измерения. Поэтому какие-то небольшие отличия не должны привлекать к себе слишком большое внимание.
Важно, когда все, кто измеряют тот же самый ВВП, дают сильное падение или, наоборот, сильный рост. Вот такие моменты обычно очень интересны для последующего анализа.
Беседовал Петр Годлевский