Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом АО «РС-Балт» либо касается деятельности иностранного агента АО «РС-Балт». 18+
Евросоюз бьет санкциями наотмашь, вводя их против российской армии, партий и телеканалов, но при этом «сдает назад» там, где ему выгодно.
Европейский санкционный список в отношении РФ теперь включает 1386 физических лиц и 171 организацию.
Преодолев разногласия, Евросоюз в пятницу официально утвердил девятый пакет индивидуальных и экономических санкций против России. Однако при этом одновременно была одобрена разморозка активов «определенных лиц» из РФ, занятых в торговле сельскохозяйственными и пищевыми продуктами, в том числе зерном и удобрениями. Как отмечается в сообщении Совета ЕС, это что было одним из условий продления «зерновой сделки».
Ближе к вечеру из публикации в «Официальном журнале ЕС» стали известны детали вводимых ограничительных мер. Как выяснилось, они будут касаться далеко не только авиакосмического, горнодобывающего и энергетического секторов российской экономики, как предполагалось ранее. Очередной пакет санкций оказался заметно более вместительным, чем предыдущие. В ЕС решили включить в черный список Вооруженные силы РФ, а также Росгвардию. Под санкции также попали все пять российских парламентских партий, Роскомнадзор, десятки депутатов, сенаторов, губернаторов, судей, чиновников и деятелей культуры — в общей сложности 140 физических лиц и около 50 организаций.
Отдельным пунктом значится решение отозвать лицензию на вещание в ЕС у четырех российских телеканалов — Первого канала, «России-1», НТВ / «НТВ-Мир» и «РЕН ТВ».
Кроме того, санкции введены против Московского кредитного банка и Дальневосточного банка, а Всероссийский банк развития регионов, как сообщалось ранее, будет внесен в список организаций, транзакции с которыми полностью запрещены. Вводятся ограничения также против 23 российских предприятий оборонно-промышленного комплекса, машиностроения и электронной отрасли.
Как ранее писал «Росбалт», в девятый пакет с некоторыми исключениями включен запрет на инвестиции в горнодобывающий и энергетический секторы российской экономики, оказание консалтинговых услуг для российского бизнеса, а также экспорт товаров и технологий для авиакосмической отрасли, включая двигатели для беспилотников.
В итоге, как подсчитал глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель, европейский санкционный список теперь включает 1386 российских физических лиц и 171 организацию.
Однако на этот раз европейские власти специально оговорили, что введение новых санкций сопровождается ослаблением некоторых ранее введенных ограничительных мер. В частности, Совет ЕС согласился ввести исключение, которое позволит разморозить активы некоторых физических лиц, «игравших до санкций важную роль в международной торговле продовольствием, сельхозтоварами» (речь идет, в частности, о пшенице и удобрениях), а также обеспечить этим людям «доступ к фондами и экономическим ресурсам».
При этом особо отмечается, что ни одна из принятых ограничительных мер «никоим образом не направлена против торговли сельскохозяйственной и пищевой продукцией, в том числе пшеницей и удобрениями, между третьими странами и Россией».
Портал EUobserver со ссылкой на неназванных дипломатов сообщал, что ЕС предоставит санкционные послабления для основателей и акционеров (в том числе бывших) компаний «Еврохим», «Фосагро», «Акрон», «Уралхим», «Уралкалий», «Русагро».
Кроме того, в публикации того же портала говорится, что Венгрия настояла на том, чтобы в санкционный список не были включены трое российских министров: энергетики Николай Шульгинов, спорта Олег Матыцин и здравоохранения Михаил Мурашко.
Обсуждение девятого пакета сопровождалось обычными уже разногласиями между странами ЕС, из-за чего его окончательное согласование пришлось перенести со среды на пятницу. По информации агентства Reuters, у Польши и некоторых других стран возникали существенные возражения против решений, предлагаемых Брюсселем. Это касалось, в том числе, упрощения экспорта российских удобрений через европейские порты. Reuters приводит высказывания неназванных дипломатов, одни из которых говорили, что ограничительные меры ЕС представляют угрозу продовольственной безопасности развивающихся стран, а другие — что ослабление санкций позволит российским производителям удобрений избежать той ответственности, которую они должны нести.
При этом, если по девятому пакету антироссийских санкций к согласию все же удалось прийти, то решение ЕС по потолку цен на газ отложено до 19 декабря.
Что касается реакции Москвы, то, как еще накануне заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, «какие бы новые меры ни были введены Евросоюзом, наш ответ не заставит себя ждать».
Михаил Макаров