Потенциал восстановления нефтяных цен сильно ограничен, причем эталонная марка Brent рискует вернуться под отметку $66 и, возможно, даже обновить трехмесячные минимумы. Такое мнение высказывает директор Академии управления финансами и инвестициям (АУФИ) Арсений Дадашев.
Он напоминает, что «в четверг нефть отметила шестой день падения кряду, обновив минимумы середины мая в районе 65,55 доллара за баррель». «К концу дня Brent сократила потери на доллар, а сегодня утром пыталась вернуться к росту, хотя импульс восстановления пока выглядит слишком робким, чтобы говорить о развороте», — констатирует эксперт в своем обзоре.
Более того, в пятницу днем цены на «черное золото» эталонных марок вернулись к снижению после утреннего роста. Так, по состоянию на 13:07 мск октябрьские фьючерсы на североморскую нефтяную смесь Brent подешевели на 0,59% до $66,06 за баррель, сентябрьские фьючерсы на западно-техасский сорт WTI — на 0,19% до $63,57 за баррель.
«На этой неделе нефть энергично дешевеет под влиянием ряда „медвежьих“ факторов, во главе которых — беспокойство по поводу перспектив спроса из-за пандемии. Этот же драйвер обусловил уклонение от рисков на мировых площадках, а слабая статистика из Китая только подлила масла в огонь», — поясняет Дадашев.
По его словам, «еще одним катализатором падения Brent послужило повсеместное укрепление доллара, который достиг пятимесячных максимумов благодаря ястребиной риторике Федрезерва (американского Центробанка — ред.)». «Перспективы ужесточения монетарной политики в период повышенной экономической неопределенности на фоне распространения штамма дельта заставляет игроков избавляться от высокодоходных активов, включая нефть», — подчеркивает аналитик.
Он указывает, что «сегодня на фондовых площадках сохраняется негатив, а доллар держится устойчиво». «Это говорит об ограниченном потенциале восстановления нефтяных цен и сохранении понижательных рисков. Так, если в течение дня бегство от рисков усилится, Brent рискует вернуться под отметку 66 долларов и, возможно, даже обновить трехмесячные минимумы», — резюмирует эксперт.
Добавим также, что в конце I квартала 2020 года по мировому нефтяному рынку прокатились несколько волн падения цен на «черное золото». Негативная ситуация была вызвана целом комплексом факторов: общим перепроизводством сырья, резким падением спроса на фоне стремительного распространения коронавирусной инфекции COVID-19 (11 марта было объявлено о пандемии) и опасениями по поводу ее влияния на глобальную экономику, а также развалом сделки ОПЕК+ (официально с 1 апреля, но фактически после безрезультатных переговоров стран-нефтепроизводителей на встрече 6 марта в Вене).
Впрочем, 12 апреля страны ОПЕК+ согласовали новую сделку, участниками которой стали 23 государства. Соглашение рассчитано на 2 года — с 1 мая 2020-го до 1 мая 2022-го. Новая сделка ОПЕК+ стала вынужденной реакцией нефтедобывающих стран на ситуацию на рынке и давление со стороны США. Однако в целом она не перекрыла объемов снижения мирового спроса, к тому же на рынке скопились огромные запасы сырья.
В течение 2020 года страны ОПЕК+ проводили встречи, корректируя параметры сделки с учетом ситуации на мировом нефтяном рынке, — начав с мая сокращать нефтедобычу на 9,7 млн баррелей в сутки, они в августе ослабили ограничения до 7,7 млн на период до конца 2020 года.
18 июля 2021 года министры стран ОПЕК+ договорились увеличить добычу нефти на 400 тыс. баррелей в сутки — с августа и до конца текущего года. Кроме того, участники альянса намерены полностью восстановить добычу нефти на докризисном уровне к сентябрю 2022 года, то есть за последующие 12 месяцев они собираются умеренными темпами вернуть на рынок 5,8 млн баррелей за сутки. Причем Саудовская Аравия не исключила, что совместные действия стран ОПЕК + возможны и после 2022 года, если этого потребует ситуация на рынке.