Как будет снабжаться российская группировка на Ближнем Востоке, если Анкара перекроет проливы между Черным и Средиземным морями.
Законных оснований пока нет – Судоходство в проливах отрегулировали еще в прошлом веке Конвенцией Монтре (Convention de Montreux), подписанной в 1936 году. Согласно документу, за торговыми судами всех стран сохраняется свобода прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. В случае участия Турции в войне, а также если Анкара посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.
Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Именно это положение, как опасаются некоторые российские эксперты, позволяет Анкаре в любой момент закрыть проход российским кораблям из Черного в Средиземное море. По этому поводу пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже заявил, что «правила морского судоходства через черноморские проливы регулируются международным правом — Конвенцией Монтре, — и здесь мы, конечно, рассчитываем на незыблемость норм свободы судоходства через черноморские проливы».
В то же время отметив, что «степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом». В общем, как говорится, все может быть. Как же в таком случае действовать Москве? Очевидно пока одно — войны с Анкарой в любом случае не будет. Кремль заверил в этом с самого начала развития конфликта. Но вот как снабжать нашу группировку в Сирии, закрой Турция проливы?
Старый маршрут
— Турки никогда не перекроют Босфор и Дарданеллы, — отметил бывший командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов. — Что же касается гипотетических сценариев, то они нам всегда вредили, и мы всегда были готовы к неприятностям. При худшей ситуации нашу группировку в Сирии можно снабжать, например, через Иран. По этому маршруту еще в годы войны шла военно-техническая помощь США СССР в рамках программы ленд-лиза. Так что в этом вопросе вся логистика у нас давным-давно отработана, что называется, на все случаи жизни. По словам адмирала, маршрут снабжения группировки ВКС в Сирии через Каспийское море, территорию Ирана, Персидский залив в обход Аравийского полуострова, Красное море — значительно длиннее черноморского транзита.
Но в случае необходимости будет задействован в полном объеме. Понятно, что из-за транспортных издержек возрастет и стоимость доставки военных грузов. Известно, что на «сирийском транзите» постоянно работают как минимум три десантных корабля Черноморского флота: проекта 1171 «Николай Фильченков», проекта 775 «Цезарь Куников» и «Азов». Первый может взять на борт до 1500 тонн техники и грузов и 300-400 человек десанта, или в пересчете на габаритовместимость 45 бэтээров либо 50 грузовых автомобилей. Корабли проекта 775 в свою очередь могут вместить в трюм и разместить на верхней палубе 13 БТР или 20 грузовиков общим весом до 500 тонн.
Кроме того, задействован большой морской сухогрузный транспорт (БМСТ) проекта 550М «Яуза». Сухогруз переделали из нереализованной в свое время модификации корабля — замаскированного носителя баллистических ракет проекта 909 «Скорпион». В соответствии с техзаданием на нем должны были быть установлены пусковые установки баллистических ракет Р-29 — таких же, как на наших стратегических атомных подводных лодках. Всего их предполагалось разместить 8 штук. Каждая из них весила 40 тонн. Исходя из этого, можно высчитать общую грузоподъемность «Яузы». Также к перевозкам привлечены несколько выкупленных у Турции сухогрузов. Понятно, что в случае дальнейшей эскалации конфликта эта группировка получит новый порт приписки, где-нибудь в районе иранского побережья Персидского залива.
Воздушный мост
Нельзя исключить, что в случае необходимости к операции снабжения ВКС в Сирии привлекут сверхтяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 «Руслан». Всего в составе ВКС их — 26 штук. Тяжеловоз поднимает до 120 тонн груза. Возить авиацией грузы дорого. Но зато оперативно. Именно «Русланы» по приказу министра обороны Сергея Шойгу всего за двое суток обеспечили оперативное развертывание новейших зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» в Латакии.
Впрочем, пока поводов для беспокойства у наших военных нет. По данным Минобороны России, корабли и суда ВМФ «не испытывают никаких проблем с прохождением проливов», а встреча турецкой подлодки с большим морским сухогрузным транспортом «Яуза» считается «обычным явлением в условиях интенсивного судоходства в проливной зоне». Ну и, в конце концов, остается еще один вход в Средиземное море — Гибралтар. Путь неблизкий, но он есть. Про запас.
Источник