Российские информационные ресурсы обсуждают высказывание представителя латвийской Новой Консервативной партии Дагмары Бейтнере-Ле Галл, которая заявила: в Латвии умных русских не осталось.
Ранее Бейтнере-Ле Галл была инициатором введения поправок к “Закону об общественных СМИ”, предусматривающих сокращение вещания в республике на русском языке. Сразу надо отметить, что Сейм поддержал их принятие.
Спустя полгода, депутат от оппозиционной партии “Согласие” Регина Лочмеле-Лунёва выступила с встречным предложением ввести новую поправку, которая обязывала бы СМИ выделять время в эфире для теле- и радиопередач на русском языке, “чтобы русскоязычное население республики не интересовалось каналами с кремлёвской пропагандой”.
Но, по мнению депутатов коалиции Эдвина Шноре и Виты Анда Терауда, русскоязычное вещание мало интересно для граждан стран Балтии, и в большей мере надо уделять внимание созданию контента на латышском языке для интернет-сети.
В ходе дебатов Бейтнере-Ле Галл позволила себе в высшей степени некорректное высказывание в отношении русскоязычного населения республики:
– В нашей стране нет ни одного русскоговорящего интеллектуала, способного поддержать беседу и обосновать национальную идентификацию людей, для которых русский является родным языком и языком общения.
Её коллеги по депутатскому корпусу выступили с осуждением данного заявления.
– Вы сейчас оскорбили часть нашего общества, поэтому обязаны извиниться, – подчеркнула Эвия Папуле.
А депутат от партии “Развитие/За!” Мария Голубева указала на то, что “прежде, чем говорить, надо хорошенько подумать”, и в качестве примера привела несколько имён известных русскоязычных профессоров вузов Латвии.
Несмотря на жаркое обсуждение, инициатива Лочмеле-Лунёвой была отклонена. Основанием для этого послужило заявление Артусса Кайминьша, главы ответственной комиссии о том, что в действующем законе не прописаны запреты общественным СМИ выделять эфирное время для вещания на иностранных языках.
Известный в Латвии политолог Данута Дембовская прокомментировала слова Бейтнере-Ле Галл.
– Дело не только в оскорблении. Корни проблемы лежат в том, что мадам и все те, кто причисляет себя к политической элите Латвии, не могут по-другому относиться к нынешней ситуации. Они так видят. И это видение является их мечтой и целью.
Заявленная реформа школы для национальных меньшинств отнюдь не преследует углублённое изучение языка. Это можно рассматривать в качестве инструмента для внутренней сегрегации общества: учись на латышском языке, если планируешь попасть в число интеллектуалов и занять место в элитных кругах. Помните, как говорила бывший министр культуры Сармите Элерте: “Если ты не родился латышом, у тебя есть возможность им стать”. Фактически, Ле Галл добавила закономерную концовку этого высказывания. По её глубокому убеждению, латыши автоматически причисляются к интеллектуальной среде, а русские к тем, кого ждёт неквалифицированный труд.
«Этническая политика государства со стремительно сокращающимся населением направлена уже не столько на выдавливание жителей из страны, сколько именно на социальную сегрегацию, создание социального гетто по признаку этнического происхождения. Выбраться из него несомненно можно, но „став латышом“ (Что утопия: если для трети учащихся в классе госгимназии родной язык — русский, то запустятся иные механизмы. Но это уже другая история). Маргинализация русской среды все же цель. Государство имеет для этого много инструментов — система образования, языковое законодательство, регулирование масс-медиа, что, соответственно, в перспективе сужает возможность появления новых русскоязычных лидеров мнений. Таковы обстоятельства. Да и многие русскоязычные интеллектуалы давно нашли себе применение за пределами Латвии. Потому-то так тоскливо, что в Лондон сейчас к друзьям погостить-поговорить не съездишь… Но есть то, о чем нам здесь говорить по-русски неприятно, но надо: маргинализация, увы, действительно происходит», — отмечает политолог.
В соседней Эстонии аналогичная ситуация. Мэр Таллина Михаил Кылварт, за которого голосовали и русскоязычные граждане, без малейшего стеснения называет русскоязычных соотечественников маргиналами, заявляет о том, что русскоязычное население имеет меньшие доходы, и место им в отдельных микрорайонах, – говорит Дембовская.