Антироссийские санкции, введённые Евросоюзом и Соединёнными Штатами, ударили не только по РФ, но и по другим государствам Таможенного союза, в том числе по РК. Эта страна имеет с Россией очень тесные транспортно-логистические связи, поэтому, из-за транспортной блокады, объявленной в основных транзитных портах, «за компанию» с российскими, перестали принимать и грузы из Казахстана. Помимо этого, возникли сложности с международными платежами, осуществляемыми через европейские банки. Всё это привело к тому, что перевозочный бизнес РК столкнулся с серьёзными финансово-расчётными и логистическими проблемами.
В поисках альтернативы
Учитывая сложившуюся ситуацию, Казахстан начал искать новые возможности для перемещения своих товаров и транзитных грузов. Одним из вариантов обойти российские порты правительство республики увидело в новом толчке развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который берёт начало у китайско-казахстанской границы и далее проходит через РК, Азербайджан и Грузию в Европу.
Идея освоения логистического коридора Европа-Азия, пролегающего через Чёрное и Каспийское море известна давно. Она была инициирована Западом практически сразу после распада Советского Союза. ЕС хотел исключить из этой транспортно-логистической цепочки перевозки из России в Казахстан и другие бывшие республики СССР, чтобы иметь возможность усиливать своё политическое влияние на постсоветских территориях. Однако, по срокам и стоимости доставка товаров через РФ оставалась самым выгодным вариантом. На тот момент, проект не получил большого импульса ещё из-за того, что:
- оказался достаточно сложным в плане логистики;
- вынуждал осуществлять двойную перегрузку с ЖД или автотранспорта на морской, увеличивая финансовые расходы и временные затраты;
- создавал трудности в вопросе формирования тарифов.
Сегодня ТМТМ может помочь странам, находящимся вдоль этого коридора, решить логистические задачи, возникшие на почве антироссийских санкций.
Итог договорённостей – совместное предприятие
Нур-Султан, Баку и Тбилиси приняли решение о совместном развитии Транскаспийского коридора и его возможной интеграции в программу КНР «Один пояс, один путь». В процессе переговоров, три бывшие союзные республики договорились о создании СП, благодаря которому будут решаться вопросы:
- конкурентного тарифообразования,
- декларирования и консолидации транзитных грузов,
- инвестиций в инфраструктуру,
- внедрения IT- технологий и т.д.
По экспертным оценкам в перспективе ТМТМ сможет осуществлять перевалку грузов объёмом до 10 млн тонн. Такая пропускная способность не сможет стать полноценной альтернативой грузоперевозкам через территорию РФ. Для увеличения транзитного потенциала этого коридора, вероятно, придётся вовлекать Китай, т.к. Казахстан, Азербайджан и Грузия имеют недостаточный объём их экономик для обеспечения такого грузооборота.