В своей статье, опубликованной на популярном австрийском новостном вебсайте «Neopresse», независимый журналист Эйнар Шлерес утверждает, что если в России коррупция и взяточничество, как правило, имеет структуру «снизу вверх», то в США этот феномен присущ высшим уровням политической власти. Он начинает свой анализ с того, что вспоминает недавнюю статью уважаемого американского историка Уильяма Энгдаля, который утверждает, что во многих аспектах российский военный потенциал оказался «как минимум равным» американскому, несмотря на то, что объем военных расходов в России в десять раз меньше, чем у Пентагона.
Некоторые оценки, пишет Шлерес, «свидетельствуют о том, что Соединенные Штаты не менее коррумпированы, чем Россия». Однако на самом деле, по его мнению, Вашингтон просто более тщательно скрывает коррупционные проявления, чем Москва. Фундаментальная разница заключается в том, что «в Соединенных Штатах коррупция в большей степени сконцентрирована в высших эшелонах, в то время как в России она начинается с самого низа».
Более того, «что касается коррупции в сфере закупок для военных нужд», утверждает журналист, «масштабы коррупции в США просто гигантские, и они безусловно многократно превышают российские». Заголовок статьи в официальном печатном органе Министерства обороны США «Stars and Stripes», опубликованной в мае 2014 года, говорит сам за себя: «Десятилетия спустя военные все еще не могут отчитаться о своих расходах».
«Почти тридцать лет прошло с тех пор как американские налогоплательщики были шокированы информацией о крышках для унитазов по цене в 640 долларов и электрических розетках по 800 долларов, а также другом военном «снаряжении» времен холодной войны, а Министерство обороны до сих пор не в состоянии провести финансовый аудит, несмотря на принятый еще в 1990-х годах закон, требующий соответствующей отчетности», пишут авторы в «Stars and Stripes».
«Другими словами, американские военные расходы уже давно превратились в черную дыру, в которой исчезают миллиарды долларов налогоплательщиков, без каких-либо внятных сведений о том, как, когда и куда были истрачены эти деньги», заключает Шлерес.
Дело в том, что правительство США в настоящее время размещает большинство заказов в частных компаниях (которые в сумме направляют миллиарды долларов на лоббирование в Конгрессе и финансирование политических кампаний), и это явление в особенности характерно для Пентагона.
Многие из подобных компаний, предостерегает журналист, сосредоточили в своих руках такую степень власти, что у них имеется прямой доступ к Белому Дому, они в состоянии влиять на решения президента, касающиеся объемов военной помощи, которую следует предоставить той или иной стране, а также где и когда следует вступать или не вступать в военные конфликты. А недавнее решение Верховного суда, в соответствии с которым для проведения предвыборных кампаний разрешается привлекать неограниченное количество пожертвований от корпораций и иных организаций, «только способствует распространению подобной практики на долгие годы вперед».
Российская система военных расходов, согласно утверждениям Шлереса, «диаметрально противоположна американской. В то время как Соединенные Штаты полностью приватизировали свою военную индустрию, в России она находится в руках государства. Все доходы от продажи оружия идут российскому правительству, а не производителям или транснациональным корпорациям. Производители вооружений фактически входят в структуру государственной власти».
Точно так же, как и в США, не существует финансовой отчетности об их операциях, однако существуют отчеты, представляемые ежегодно министру обороны, и даже более того, президенту и премьер-министру, то есть людям, несущим ответственность перед избирателями, а не только перед правящими кругами и крупными акционерами».
В Соединенных Штатах, считает Шлерес «нет вообще никакой финансовой отчетности. Вместо этого денежные потоки направляются на нужды предвыборных кампаний американских политиков. В сущности, прибыли военной промышленности являются собственностью частных лиц, и покупка тех или иных политиков представляет собой всего лишь один из видов «производственных расходов».
В конечном итоге, утверждает Шлерес, «Россия получает гораздо больший эффект от своих военных расходов, об этом можно сказать с уверенностью. А поскольку Белый Дом постоянно стремится задушить Россию, не только в экономической, но и в военной сфере, этот традиционно ускользающий от внимания элемент колоссальной коррупции в США становится все более и более заметным, попадает в поле зрения, в отличие от самих финансовых операций, которые за ним скрываются».