В России на озере Байкал на глазах у восхищенных представителей СМИ рыбак сумел «сотворить» прямо на льду огненное шоу. Столб огня над замерзшей поверхностью озера – это явление поразительное, однако для местных жителей и ученых оно уже знакомо и понятно.
Как написал известный путешественник академик В. Обручев, задолго до полного взламывания льда на Байкале появляются голые места, которые местные жители называют пропарины. После того, как озеро замерзает, а лед тонкий, на местах будущих пропарин подо льдом собираются большие пузыри газа. Если лед пробивают ловким ударом пешни и подводят к отверстию зажженную спичку, то оттуда вырывается яркое огненное пламя, которое поднимается на высоту сажени.
Само название «Байкал» в переводе с бурятского означает «стоящий огонь», так как горящие огненные факелы тут наблюдались еще с незапамятных времен. В 1868 году для изучения данного явления отправилась специальная экспедиция Императорского географического общества.
Газ метан, который постоянно выделяется из осадочной толщи Байкала, образуется в результате преобразования органических веществ в глубоко захороненных осадочных породах. Места газовой разгрузки обнаруживаются и на большой, и на малой глубине. Особой интенсивностью газовой разгрузки отличается прибрежная акватория дельты (там и был снят видеоролик), а также сама дельта реки Селенга.
Особенность байкальских глубин – масштабное проявление «грязевого» вулканизма как результат большой мощности осадков, тектонических особенностей озерного дна и нынешней сейсмической активности. По своей форме грязевые вулканы напоминают обычные: выбрасывая струи газа и жидкости, достигающих в высоту десятков и сотней метров, они проявляют себя на водной поверхности только лопающимися пузырьками газа. Именно около грязевого вулкана Маленький в 2011-м году был зарегистрирован газовый огненный «факел» высотой более 1 километра.
За последнее десятилетие концентрация метана в воде увеличилась в три раза. Некоторые ученые объясняют это событие катастрофическим изменением в байкальской экосистеме, в первую очередь болезнью и гибелью уникальных байкальских губок-фильтраторов. Все дело в том, что эти губки живут в тесном симбиозе с микроорганизмами, в том числе с метанотрофами, окисляющими метан. Увеличение содержания метана, благоприятное для этих микроорганизмов, может спровоцировать разрушение этого симбиотического сообщества.
По материалам Наука из первых рук