10 января на 61-м году жизни не стало актрисы Евгении Добровольской. И в это просто невозможно поверить – на экране она казалась вечно молодой, энергичной, полной жизненных сил. За долгие годы работы в театре и кино она создала множество запоминающихся образов, сыграла десятки главных ролей. Вспомним некоторые из них.
Ее дебют в кино состоялся, когда Евгении не было и 20 – в фильме Павла Чухрая "Клетка для канареек" (1983). А первую большую славу принес сериал "Королева Марго", где она сыграла главную роль. Однако не все знают, что, прежде чем стать королевой в кино и на сцене, ей пришлось драить эту самую сцену тряпкой в Театре Моссовета. Провалившись на вступительных экзаменах в ГИТИС, Добровольская несколько месяцев работала уборщицей. А в 1991-м пришла во МХАТ уже в другом качестве – и стала примой театра. В одной лишь "Чайке" она последовательно сыграла все три главные женские роли: Нины Заречной, Маши и Аркадиной. А сколько еще было ролей!
Вслед за основателями театра Добровольская всегда относилась к своей профессии как к благоговейному, трепетному, священному действу. Одним из ее правил на сцене было "Священнодействуй или убирайся вон". За 33 года в театре она так и не разучилась волноваться каждый раз перед выходом на сцену. Но первый шаг из-за кулис – и все страхи снимало как рукой.
Любовь к театру не мешала Евгении регулярно сниматься в кино. Ее мастерством восхищались режиссеры, ее любила камера, обожали зрители. За "Клеткой для канареек" последовали ленты "Пока не выпал снег", "Контракт века", "В одну-единственную жизнь", "Моонзунд", "Филиал", "Когда мне будет 54 года". Стремительному взлету молодой актрисы – тогда еще студентки ГИТИСа – можно было позавидовать: каждый год выходило по фильму, а то и несколько с ее участием. Причем юная звезда появлялась в кадре с такими партнерами, о которых можно было только мечтать: Алиса Фрейндлих, Владимир Гостюхин, Николай Караченцов, Олег Меньшиков, Елена Соловей.
Режиссеры отмечали, что Евгении Добровольской подвластны любые образы. Она одинаково естественно смотрелась в драме и комедии, в классике и современных сюжетах. В ее фильмографии более 100 разноплановых работ, и ни одна не повторяет другую.
Так, в многосерийном фильме Дмитрия Брусникина "Счастье по рецепту" (2006) Евгения сыграла добрую и милую Эллу, на которой ездят буквально все – от начальника до ленивого обнаглевшего приятеля. Добровольская мастерски показала преображение героини – от ранимого подростка, оглушенного первой любовью, до зрелой женщины, наконец сумевшей найти себя и свое счастье.
Похожую роль – начальницы маленькой железнодорожной станции Альбины – Добровольская сыграла в мелодраме "Прощание славянки" (2011). Ее героиня, которая трудится с утра до ночи и вечно помогает всем, кто нуждается в сочувствии и поддержке, полюбилась множеству российских женщин, узнавших в этом портрете себя.
А вот в сериале "Белая гвардия" (2012) Евгения Добровольская блестяще показала совсем другой характер, вызывающий весьма противоречивые чувства. Несомненно одно: от ее пусть и не главной героини, соседки Турбиных Ванды Михайловны Лисович, невозможно оторвать взгляд.
В мелодраме Дмитрия Месхиева "Человек у окна" (2009) Евгения исполнила роль супруги актера-неудачника Александра Дронова. Ее героиня Ирина становится участницей безумного любовного шестиугольника, в который вовлекает ее супруг. По словам режиссера, такую ситуацию в кино прежде не разыгрывал никто…
Все свои роли актриса выстраивала из опыта собственных переживаний, впечатлений и наблюдений. Именно это помогало ей создавать яркие правдивые образы, которым безоговорочно верил зритель. "Открытая и честная эмоция важнее прикрытой", – говорила Добровольская. Она переносила на экран то, что показывала ей сама жизнь.
Среди киноработ Добровольской последних лет – роли в фильмах сериалах "Женщина с прошлым" (2018), "Девять жизней" (2019), "Дурочка Надя" (2022) и многие другие. Эти и другие картины и программы с участием актрисы представлены на медиаплатформе "Смотрим".
Евгения Добровольская говорила: актер работает лишь для того, чтобы взбудоражить чувства и затронуть струны зрительской души. Теперь, когда актрисы больше нет, можно смело продолжить: даже если талантливый актер уходит, музыка его таланта продолжает звучать в душах и сердцах зрителей.