Новая кампания ВГТРК "Смотрим летом" стартовала 18 июня. Ее флагманом стала многосерийная историческая драма "Елизавета", и все 12 серий уже доступны на медиаплатформе. Сериал посвящен жизни дочери Петра Великого. На экране – интриги, дуэли, балы и романтические истории. В беседе со "Смотрим" актер Виктор Раков, сыгравший ловкого царедворца Александра Меншикова, объяснил, что его связывает с образом светлейшего князя, рассказал, как дрался на съемках и почему в работе над ролью никогда не смотрит работы других актеров.
— "Елизавета" не первый исторический проект в вашей фильмографии. Чем он выделяется на фоне остальных?
— Я очень порадовался, что наконец-то Дима Иосифов, которого я знаю давно как актера, прежде всего, вдруг как режиссер пригласил меня на этот проект. И я получил то, что, в общем, ожидал: любовь режиссера к артисту, правильные направления движения в этой роли, прекрасные костюмы, гримеры наши чудесные, партнеры замечательные. И молодые ребята, и старшее поколение. Мы работали с удовольствием, созидая, и очень надеюсь, зритель это почувствует и полюбит этих персонажей, даже отрицательных.
Кадр из сериала "Елизавета"
— Вам сразу предложили роль Александра Меншикова? Чем ваш кино-Меншиков отличается от театрального?
— Ну, я на Петра совсем не похож. Можно что-то пытаться из меня сделать, но это будет не то. Поэтому конкретно шел разговор о Меншикове. Для меня эта личность связана, прежде всего, со спектаклем "Шут Балакирев" в театре. Было сложно, потому что я вводился за короткое время с большим объемом текста, но, тем не менее, это произошло, и до сих пор я играю Меншикова. Но у Димы Иосифова персонаж другой. Собственно, оно и понятно, потому что "Шут Балакирев" – шутовская комедия. "Елизавета" – это уже история не до смеха.
— Александр Меншиков встречается в отечественном кинематографе более 10 раз. Вы использовали какие-то референсы? От чего отталкивались в работе?
— Я работы не пересматривал, потому что не очень понимаю, зачем это надо – смотреть работы других артистов и других режиссеров. Я был полностью сосредоточен на видении режиссера и на своих представлениях. И мне кажется, что мы нашли правильные точки соприкосновения.
— Меншиков был противоречивой исторической фигурой. У вас он хороший или плохой? Каким вы хотели его показать?
— Тут пришлось поискать, что-то попробовать. Понимаете, в человеке присутствует все: и хорошее, и плохое. И многое зависит от обстоятельств. В свое время мы говорили с Александром Велединским о том, что, исполняя роль не очень хорошего человека, не надо сразу играть гада. Играя отрицательного персонажа, ищи в нем что-то хорошее, а играя, наоборот, хорошего, посмотри, что с ним не в порядке. Зрители примерно знают, кто такой Меншиков и какую роль он сыграл в истории России. И оценят то, что получилось и насколько наше видение совпадает с их представлениями. Может быть, они для себя откроют что-то новое.
Кадр из сериала "Елизавета"
— Вам комфортно в исторических костюмированных проектах? Алексей Агранович отметил в интервью, что самым сложным для него лично были костюмы.
— Как говорил Марк Анатольевич Захаров: "Сумели устроиться артистом? Будьте добры!". Приходилось в свое время в разных фильмах и с медведем сниматься, и с волками, и тонуть в проруби. Каждый раз выход в кадр – это как шаг с крыши, то есть надо что-то в себе преодолеть. А костюм? Я думаю, это небольшая проблема – надеть костюм, снять костюм. Но для Леши это был первый опыт исторической костюмированной драмы. Я его знаю давно, но на съемочной площадке, в одном кадре мы встретились впервые. К Аграновичам у меня особые чувства, всегда с открытым сердцем встречаюсь с ними и общаюсь.
— Александр Балуев в роли Петра Первого на своем месте?
— Саша Балуев прекрасен. Мы с Сашей и в театре работали, и в кино несколько раз снимались. Вот, посмотришь на Сашу и скажешь: "Петр Первый". В плане актерских способностей Саши я никогда не сомневался. Прекрасный человек, старший товарищ. Уважаем и любим не только мной, но и всей моей семьей.
— Как в любой историко-приключенческой драме, в "Елизавете" много драк и погонь. Вы столкнулись с чем-то подобным на съемочной площадке?
— Вы знаете, мне пришлось там драться! Были прекрасные каскадеры, два спортсмена, и я их раскидывал. Ну, я это так называю – драка. На самом деле это не трюки, не путайте. Сценические движения, драка – это то, чему учат в институте: наносить удар, отыгрывать удар. Драка и трюк – это разные вещи.
— На канале "Россия 1" вышло несколько громких проектов с вашим участием – "Бомба", "Обитель", "Елизавета". Все они рассказывают о разных исторических событиях. В каком времени вы еще хотели бы оказаться? Все-таки актерская профессия позволяет путешествовать во времени.
— У меня была только одна картина про Великую Отечественную войну. И вот что-то из этого периода нашей истории мне бы хотелось еще раз сыграть. Оказаться на передовой или в тылу врага, как Штирлиц. Еще нравятся сказки. У меня есть сказка "Убить дракона", а больше нет. Хотя уже Иванушку-дурачка мне уже не сыграть, но что-нибудь сказочное мне было бы очень интересно. Я вспоминаю советские сказки, которые смотрел маленьким. Ходил в кино, сидел с замиранием сердца и смотрел. Это было здорово! Но кино – это искусство режиссера! Если его снимает талантливый человек, то можно с удовольствием участвовать в этом.
Татьяна Санина, Василий Кузнецов // Smotrim.ru