Премьера "Летчика" – как встреча боевых товарищей: создатели делятся воспоминаниями с площадки фильма. У Петра Фёдорова главное впечатление – штурмовик "Ил-2", на котором летал его герой. В реальности это единственный в мире летающий экземпляр. Поднятая со дна озера под Мурманском машина после реставрации впервые поднялась в небо всего за два года до съёмок.
"Когда эта штука прилетела из Новосибирска и когда мы увидели ее в небе, мы все немножко прослезились", – заявил актер.
Режиссер Ренат Давлетьяров, до этого снявший новые "А зори здесь тихие" с тем же Петром Федоровым, рассказал, как снимали сцены с волками. Оказалось, дрессуре они не поддаются, а эпизодов с ними было много, и чтобы разозлить в кадре хищников, на площадку привели алабая — собаку-волкодава. Не менее тяжело дались сцены полетов "Ил-2": снимали несколько часов, а погоду ждали неделю.
"Все шло от того, что хотели снимать предельно реалистичное кино. Мы не хотели компьютерной игры, не хотели комикса из этой истории", – вспоминает режиссер.
И все же самые тяжелые испытания в кадре – у летчика Николая Комлева, чей штурмовик подбили немцы. Жесткая посадка в поле, перестрелка, ранение. Герой уходит, но враг организует преследование. Природа тоже не на его стороне. Зима 1941-го в Подмосковье была крайне суровой, доходило до минус 25 градусов.
За историю, вдохновленную подвигом легендарного летчика Алексея Маресьева и других Героев Советского Союза, кто получил увечья, но вернулся в строй, брались многие. Но бросали, не сумев придумать мотив – что, кроме очевидных жажды жизни и ненависти к врагу, двигало героя вперед, ползком сквозь стужу и стаи голодных волков, вплавь, по шею в ледяной воде? Авторы "Летчика" нашли свой ответ – любовь.
"Мне кажется, это более русская, более гуманистическая, великая идея, и она более сложная в кинематографическом смысле, безусловно, считает Петр Федоров. – В нашей конструкции это очень правильный мотивационный момент для героя".
"Лётчик" продолжает взятый Ноланом в "Дюнкерке" воздушный тренд в современном военном кино, делая ставку на реальные полёты, жёсткий саспенс, он не сваливается в штопор коммерческого аттракциона, но размышляет о любви, как о главной движущей силы Победы.