Фильм "Первый Оскар", снятый при поддержке канала "Россия 1", режиссер Сергей Мокрицкий задумывал как посвящение подвигу кинематографистов, которые ради правды рисковали собственными жизнями. Именно они и стали главными героями новой военной драмы. По сюжету студенты-операторы Лев Альперин и Иван Майский соперничают за звание лучшего оператора курса и за любовь красавицы Юны с актерского факультета. Когда начинается эвакуация, они втроем отказываются уезжать и отправляются на фронт: Юне предстоит выступать в концертной бригаде, а Иван и Лев становятся военными кинооператорами, их кадры войдут в историю. В эксклюзивном интервью платформе "Смотрим" Тихон Жизневский, звезда блокбастеров "Майор Гром: Чумной Доктор" и "Огонь", рассказал, что привлекло его в проекте и кто из коллег стал открытием.
— "Первый Оскар" – первая военная драма в вашей фильмографии. Вам, наверное, и до этого предлагали роли в военных фильмах. Что вас привлекло в проекте Сергея Мокрицкого?
— Вы знаете, да, всегда опасался фильмов про Великую Отечественную войну, но здесь сразу дал согласие и с удовольствием принял участие в съемках. Потому что история показалась мне очень интересной. Заинтересовал сам малоизвестный факт о присуждении советской картине премии "Оскар". Мне показалось, что это может быть интересно широкой публике.
Кадр из фильма "Первый Оскар"
— Работа в картине как-то изменила ваше представление о Великой Отечественной войне?
— Нет, наверное. Я с детского сада в своем маленьком городке всегда ходил на могилу неизвестного солдата возлагать цветы. И сейчас это делаю один время от времени. Поэтому мое отношение не изменилось. Но я многое узнал о работе операторов, о том, как они существовали, и действительно задумался о том, что то, что сняли эти люди, является документальным подтверждением и свидетельством того времени. Знаки войны существуют в этих видео, в фотографиях родственников, у всех дома есть фотографии дедушек, бабушек. Они для нас доказательство того, что было.
— У вас не появилось желание встать по ту сторону камеры?
— Нет, ни в коем случае нет. Пускай этим занимаются мои коллеги. Я и свою профессию не очень хорошо знаю. Мне кажется, нужно сначала ее изучить, а потом, возможно, позволить себе шальную мысль, что я тоже могу что-то снять. Пока я совсем не понимаю, как все же устроено режиссерское ремесло.
— С какими-то сложностями столкнулись в процессе съемок?
— Честно говоря, я не сказал бы, что было очень сложно. Мы померзли дней десять в поле под Тулой. Было практически минус 30, и ночью в поле на ветру было действительно дискомфортно, но ничего страшного, главное – побольше термобелья, а так в целом все прошло гладко.
Кадр из фильма "Первый Оскар"
— Оператор Иван Майский, которого вы играете, собирательный образ. Какой он?
— Иван Майский, молодой практикант, выросший в детском доме, обладает лидерскими качествами. Это очень волевой и целеустремленный человек, который всю жизнь всего добивался сам. Когда-то в юности он увидел ту нереальную жизнь в кинематографе и поэтому пошел учится на оператора. Естественно, учился лучше всех. И волею случая очутился на войне. И вот как его начало там крутить и ломать, мы и посмотрим.
— Ваш герой любит постановочные кадры, этому моменту уделяется большое внимание в фильме. На съемочной площадке вы больше за импровизацию или за четкие режиссерские указания?
— Мне нравится, когда в кино, в котором я снимаюсь, все постановочно, когда нет возможности заниматься самодеятельностью. Только если чуть-чуть совсем. Когда все распределено, когда режиссер знает, что хочет. Но художественный фильм и документальный – это разные вещи, у них разная структура. Фронтовым операторам приходилось не просто. Он снял и знать не знает, хорошо получилось или плохо. Я не снимался в документальном кино, но то кино, которое я видел, оно не постановочное.
— Антон Момот, исполнитель роли оператора Льва Альперина, главного соперника Майского, оказался надежным партнером?
— Это очень, я бы сказал, прозорливый человек, он чувствует, что происходит на площадке, в жизни, точно и четко определял, что со мной происходит, какой я человек. У нас с ним состоялся разговор, когда он все про меня рассказал, даже то, чего никто не знает. Очень чуткий человек и в актерском плане, очень переживающий и очень волнующийся за свою профессию, а не просто относящийся к ней поверхностно. Мы отлично жили в одном вагончике, проводили вместе много времени. Дарья Жовнер – тоже замечательный партнер. Человек, который ради хорошего кадра и правильного существования в нем, готов на все. То есть это совершенно феноменальная актриса. Для меня это было открытие. Потом я еще посмотрел драму "Теснота" и вообще был в шоке, что я с такими людьми в одну эпоху живу и работаю.
Кадр из фильма "Первый Оскар"
— Планируете ли дальше исследовать жанр военной драмы? Или пока поставите на паузу?
— Не знаю, тут каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно. В принципе, сейчас я посмотрю, насколько это удобоваримо с точки зрения моих профессиональных качеств и как я там существую, и дальше, наверное, уже буду решать, стоит ли мне вообще идти в этот жанр.
— Какой зрительской реакции на "Первый Оскар" вы ждете?
— По большому счету, никогда не ждешь чего бы то ни было определенного – успеха или неуспеха. Хочется, чтобы зрители поверили в историю, прониклись судьбами и историями людей. В моем окружении ребята, которым по 10 лет, даже больше меня знают про Великую Отечественную войну, и фильм, наверное, способствует какому-то расширению кругозора. Мне кажется, его можно и нужно смотреть! Это будет интересно.
Татьяна Санина, Василий Кузнецов // Smotrim.ru
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.