На неделе мы простились с большим российским режиссером Виталием Мельниковым. Скончался в понедельник на 94-м году жизни. Его знаменитые фильмы вошли в золотой фонд российского кино: "Начальник Чукотки", "Здравствуй и прощай", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Выйти замуж за капитана".
Вампиловскую "Утиную охоту" Виталий Мельников снимал почти подпольно. Под видом антиалкогольного памфлета с говорящим названием "Пока не поздно".
Зилов стал одной из последних работ Олега Даля в кино. Такое не сыграть – только прожить. Артистов режиссер Мельников всегда угадывал безошибочно. Как в "Начальнике Чукотки" он бился за Кононова – отвергая все претензии: что же это ваш красный комиссар на Иванушку-дурачка похож!
"У него снимались лучшие актеры нашей страны, они очень любили его. Его приглашение было большим подарком. Замечательный семьянин. Небольшого роста, но гигант, очень строгий, но добрый человек", – вспоминает народный артист РСФСР Михаил Боярский.
Жизнь Мельников чувствовал как есть, без пафоса, нежно любил своих героев – самых обычных, незамысловатых. Его талант пытались уместить в рамки режиссера-бытовика с комедийным уклоном. Но за путешествием ефрейтора Збруева скрывался Ионеско, не иначе! А простая будто бы история "Мама вышла замуж" оборачивается тончайшей семейной драмой. С выдающимся трио: Олег Ефремов – Люсьена Овчинникова – Николай Бурляев. Фильм к показу не рекомендовали – Мельникова обвинили в очернении и оглуплении рабочего человека.
Последний ученик Эйзенштейна, во ВГИК он приехал поступать с аттестатом, напечатанным на обороте этикетки от рыбных консервов. В яркий свет киноэкрана Мельников влюбился во втором классе, оказавшись в агитбригаде. "Я видел большое количество фильмов с изнанки, видел, как это делается, эти бесконечные ленты прверащаются в живую жизнь, над которой плакали и зритель, и я. Когда я крутил эту машинку, я был частью механизма, который создает фантастичекое ощущение жизни", – вспоминал режиссер.
Автобиографическую "Агитбригаду "Бей врага!" он снимет уже в 2007-м. Вернется в детство, оборвавшееся в одночасье, когда в дом с обыском пришли двое, а потом разрешили проводить отца до ворот. Больше папу он не видел.
"В его фильмах – целая эопха двух миров – СССР и России. Он уходит, и мы гвоорим, что уходит поколение. Он уходит со временем", – считает Виктор Сухоруков, народный артист России.
Киносудьбу Виктора Сухорукова Виталий Мельников развернул после череды бритоголовых ролей. С легкой руки режиссера актеры становились звездами, фильмы – классикой. А он оставался тихой легендой. Фильмы знают все, Виталия Мельникова – единицы.
"Кино бывает хорошее, плохое, среднее, удачное, неудачное. Режиссура – это искусство объединять людей во имя творческой цели, режиссер эксплуатирует чужие таланты", – говорит Мельников.
Вся жизнь – кино. Виталий Мельников работал с 1953 года и всегда в человека верил больше, чем в человечество.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.