Теодор Курентзис, будучи греком по происхождению, называет себя русским музыкантом. Он совершил настоящую революцию в мире классической музыки, а его оркестр и хор «Musica Aeterna» стали одним из ярчайших явлений международного музыкального мира. В «Белой студии» на канале «Россия-Культура» знаменитый дирижер рассказал о произведениях, которые повлияли на его взгляды и сформировали мировоззрение:
Мифы и легенды Древней Греции
"Величие мифа – это актуальность, – говорит Курентзис. – Самые главные, вечные вещи, которые сквозь цивилизации протекают в наше сердце и сознание, это те, которые терпят минимальные потери по пути".
Басни Эзопа
"Сократ в последний день жизни решил писать музыку и взял как основу мифы Эзопа. Это было его последнее занятие. Эзоп стал основой для Сократа!"
"Царь Эдип", Софокл
"Миф подходит для всех времен и эпох одинаково, он не тлеет вне зависимости от эстетики и понятий своего времени. В нем есть основные понятия и блага человечества. Никогда это произведение не устареет".
"Крейцерова соната", "Война и мир", Л.Н. Толстой
"Лев Толстой – величайший гений! Все его произведения – это лишь основание, чтобы раскрыть его доктрину, его психологию. Он Фрейд до Фрейда, Юнг до Юнга, Адлер до Адлера. Это невероятный ученый. Он философ, как Платон или Сократ. Но Платон не художник, а Толстой – художник", – считает маэстро.
Святое Евангелие
"Вы когда-нибудь видели во сне, как вы летаете? Если задуматься, что это сон, теряешь веру, начинаешь падать и просыпаешься. Это то, что случилось с Петром", – поясняет Курентзис и добавляет: "Евангелие – это великое учение!"
"Слово", режиссер К.Т. Дрейер
"Почему мы теряем веру? Потому что утрачиваем доверие. Невозможно научить верить, как невозможно научить любить. А доверие – это сдаваться промыслу Бога… Бог – самый великий художник, и он умеет камуфлировать свое присутствие в нашей жизни. Мы должны шагнуть к нему, он очень деликатный с нами".
"Рассекая волны", режиссер Л. фон Триер
"Это великий фильм, потому что он идет против эстетики. Не самые красивые люди попадают в не самые красивые ситуации, а в конце бьют колокола, и совершается чудо. Это очень христианский фильм… Его сложно смотреть, но это произведение искусства!"
"Страсти Жанны д'Арк" режиссер К.Т. Дрейер
"1928 год, но ты смотришь сейчас этот фильм, и он кажется более продвинутым, чем современный кинематограф. Какие шедевры делали! Это совершенно для других органов восприятия".
"Носферату, симфония ужаса", Ф.В. Мурнау
"Многие композиторы писали музыку для немого кино, но мне кажется, что куда страшнее этот белый шум. Ты видишь громкий образ, а там – тишина… Мне очень нравится".
"Идиот", Ф.М. Достоевский
"Нужно уважать невинность, и тогда она будет дарить тебе свою благодать. Нужно уважать наивных людей, наивное искусство и видеть в этом учение. Наивные люди достигают большего…"
Смотрите программу "Белая студия" с Теодором Курентзисом на телеканале "Россия-Культура" 17 сентября в 22:00. Все выпуски также доступны на медиаплатформе "Смотрим".