Сергей Бондарчук: человек, который поверил в себя и победил

Сергей Бондарчук: человек, который поверил в себя и победил

Сегодня 103 года могло бы исполниться одному из главных кинематографистов XX века – Сергею Федоровичу Бондарчуку. Человеку, в которого, поначалу, мало кто верил, удалось невозможное – он снял кинополотно по бессмертному произведению, ставшее не только российской, но и мировой киноклассикой. Не только экранизация «Войны и мира» сделала его тем, кого мы знаем сейчас: об этом и других знаковых проектах актера и режиссера читайте в материале «Смотрим».

"Война и мир"

Снимать фильм решили всей страной – буквально: руководство СССР таким образом ответило на премьеру вольной итало-американской версии бессмертного произведения Льва Толстого. Говорят, что снимать советскую кинокартину должен был Иван Пырьев – на тот момент весьма влиятельный кинематографист, глава "Мосфильма", секретарь Союза Кинематографистов СССР. Проблема была одна – его работы на международной арене особым вниманием не пользовались. И тогда министр культуры Екатерина Фурцева предложила кандидатуру Сергея Бондарчука. И, несмотря на то, что у него за плечами была всего одна режиссерская работа, Бондарчука утвердили.

Идея режиссера состояла в том, чтобы масштабному произведению дать масштабную экранизацию – как минимум на 4 серии. Вот только бюджета на реализацию этой задумки никто не дал, да и сроки стояли очень сложные – выпустить "Войну и мир" в прокат надлежало к 150-летию Бородинской битвы.

Работа шла стахановскими темпами. Сергей Бондарчук для себя решил делать именно так, как нужно, то есть снимать, как бы сейчас сказали, грандиозный блокбастер. Говорят, в съемках приняли участие 12 тысяч солдат и 1,5 тысячи лошадей. Тысячи музеев предоставили свои экспонаты, а вся массовка была обеспечена индивидуально пошитыми костюмами. В процессе Бондарчук даже изобрел новый способ съемки масштабных сцен: камеру придумали пускать в полет по натянутому тросу.

Нельзя сказать, что экранизация Толстого далась Сергею Бондарчуку легко. Напротив, киноэпопею на протяжении нескольких лет сопровождали сплошные неудачи. То операторы один за другим отказывались работать, то актеры, то из-за дешевой советской кинопленки приходилось переснимать сцену за сценой. За это время Бондарчук перенес две клинические смерти – никто из его коллег так и не понял, как актеру и режиссеру удалось выкарабкаться. Но после премьеры первых двух серий в рамках Московского международного кинофестиваля обстановка стала гораздо спокойнее – прессинга стало меньше. В результате "Война и мир" Сергея Бондарчука получила призы не только на Родине, но и в США – "Золотой глобус" и "Оскар".

"Они сражались за Родину"

Этого фильма могло и не быть. Все дело в том, что руководство Советского Союза поставило перед кинематографистами задачу – снять кино к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Режиссером безоговорочно утвердили Сергея Бондарчука, к тому моменту прославившегося на всю страну экранизацией "Войны и мира". Но Бондарчук наотрез отказался снимать кинокартину по книге маршала Андрея Гречко, вместо этого предложив в качестве основы использовать тогда еще незаконченный роман Михаила Шолохова "Они сражались за Родину". Со скрипом, но согласие Сергей Бондарчук получил. Режиссер приступил к работе с присущим ему размахом: более 50 актеров на значимых ролях, еще 80 – второстепенных, а также более тысячи, входивших в массовку. Настоящие танки, пиротехника, копание окопов и многое другое.

Роли солдат, участников войны, в фильме сыграли настоящие фронтовики – Юрий Никулин, Георгий Бурков, Иван Лапиков, Иннокентий Смоктуновский, Алексей Ванин. На главную роль Бондарчук пригласил Василия Шукшина, который сначала ответил отказом ввиду того, что планировал заниматься собственным режиссерским проектом. Актеру пообещали, что дадут добро на его фильм только после того, как Василий Макарович сыграет у Бондарчука. Однако доиграть свою роль до конца он не успел – Шукшина не стало 2 октября 1974 года. Его роль за него доигрывал его однокашник Юрий Соловьев, внешне чем-то похожий на Шукшина.

"Попрыгунья"

Этот фильм в карьере Сергей Бондарчука случился до "Войны и мира". В "Попрыгунье" по рассказу Чехова он выступил в качестве одного из актеров, а поставил кинокартину вчерашний дебютант Самсон Самсонов. В основе киноверсии классического произведения – одноименная театральная постановка Театра-студии киноактера. На главные роли Самсонов пригласил Владимира Дружникова, Сергея Комарова, Евгения Тетерина, Георгия Георгиу, Сергея Бондарчука – то есть тех, кто играл в упомянутом спектакле.

Одной из немногих "новеньких" на съемочной площадке оказалась Людмила Целиковская – ей досталась роль Ольги Ивановны Дымовой. По словам актрисы, ей было и страшно, и интересно одновременно: страшно, потому что она пришла в уже сложившийся коллектив, а интересно, потому что ей хотелось закрепиться в этом коллективе. Международная премьера "Попрыгуньи" состоялась на Международном Венецианском кинофестивале в 1955 году – фильм Самсона Самсонова тогда был номинирован на "Золотого льва" и получил "Серебряного льва святого Марка" первой степени и Премию итальянских критиков.

"Судьба человека"

Дебютная режиссерская работа Сергея Бондарчука. Экранизацией этого произведения Михаила Шолохова он был просто одержим. Даже несмотря на то, что все вокруг сомневались в успехе замысла. Даже писатель поначалу отнесся к затее скептически, а про Бондарчука в главной роли и вовсе слышать не хотел. До определенного момента Шолохов считал, что городской житель, руки которого разительно отличаются от рук деревенского жителя, не смог бы "влезть" в шкуру главного героя. Но когда Сергей Бондарчук, одетый и загримированный под фронтовика Андрей Соколова, постучался в дверь дома писателя, тот не поверил своим глазам – настолько этот образ ладно лег на Бондарчука.

Занявшись "Судьбой человека", Бондарчук очень рисковал. Герой романа Шолохова – бывший военнопленный: еще 10 лет назад его бы называли врагом народа. Несмотря на то, что ситуация в стране все же менялась (в литературе подобные темы тогда обозревать разрешалось, но очень осторожно), кинематографисты предпочитали вовсе не брать ничего подобного в разработку. И если бы фильм не удался, Сергей Бондарчук мог оказаться в немилости у тогдашних чиновников. Но судьба оказалась к режиссеру-дебютанту благосклонна: "Судьба человека" стала одним из главных хитов советского кинопроката – в 1959 году военную драму в кинотеатрах посмотрели более 39 млн человек. Сам Бондарчук был награжден Ленинской премией, а также получил за фильм ряд важных профильных наград – главный приз фестиваля в Локарно, специальный приз кинофестиваля в Карловых Варах, приз Московского международного кинофестиваля и другие.

"Овод"

Еще одна сугубо актерская работа Сергея Бондарчука случилась в 1980 году – в фильме "Овод" режиссера Николая Мащенко. В основе фильма – одноименный роман Этель Лилиан Войнич, впервые изданный в 1897 году. Бондарчука Мащенко пригласил не на главную, но на важнейшую роль кардинала Лоренцо Монтанелли (впоследствии Сергей Федорович получит за нее государственную премию). По признанию исполнителя главной роли – Андрея Харитонова, Сергей Бондарчук, будучи более опытным кинематографистом (да к тому же человеком, которому доверяла политическая верхушка страны), вместе с режиссером Николаем Мащенко отсматривал весь отснятый материал – так осуществлялся так называемый "видеоконтроль" рабочего процесса. Премьера "Овода" состоялась в эфире Центрального телевидения – и стал хитом в день его первого показа.

Мы в соцсетях           

 

 

Leave a Reply