Позади почти год тяжелейших съемок фильма «Праведник». Актеры пробирались сквозь дремучие чащи, падали в грязь, уворачивались от взрывов, мерзли под проливным дождем. Белорусские поля и леса – дорога съемочной группы повторяет путь Николая Киселева и его отряда.
Подвиг часто ложится в основу художественного произведения. Герои Великой Отечественной до сих пор вдохновляют творцов. Российский кинорежиссер Сергей Урсуляк, известный зрителям по таким фильмам, как "Ликвидация", "Тихий Дон", "Жизнь и судьба", завершает съемки масштабной военной драмы "Праведник". Сюжет – реальная история подвига советского офицера Николая Киселева, который осенью 1942 года спас 218 человек, выведя их из еврейского гетто в белорусской деревне Долгиново. Большинство – женщины, старики и дети. Путь в полторы тысячи километров за линию фронта был полон смертельных опасностей. Но благодаря Киселеву большинство осталось живо. Ежегодно 5 июля потомки спасенных тогда евреев собираются в Тель-Авиве. А мемориальный комплекс жертв Холокоста Яд ва-Шем присвоил Николаю Киселеву звание "Праведник народов мира".
Аплодисментами встречает группа осторожно произнесенную Сергеем Урсуляком фразу: "Кажется, мы закончили съемки фильма". "Для меня важно снять картину. И если в сценарии этой картины есть эпизод, связанный с Израилем, где, собственно, происходит все развязка, то странно снимать это в Якутии. Поэтому, естественно, мы стремились попасть в Израиль и снять здесь", – отметил режиссер.
На площадке в Тель-Авиве – интернациональная команда – звучат сразу три языка. Указания режиссера переводят с русского на иврит, сцену известный израильский актер Дове Гликман и совсем юная Кэти Солвей играют на английском.
"Я снимался в Праге, Берлине, Австрии, Венгрии, Нью-Йорке. Но сейчас я участвовал в создании российского фильма здесь, в Израиле, и мне это доставило колоссальное удовольствие. Вообще снимать кино – это лучшее, что может быть на свете. И никто с этим не поспорит", – признается Дове Гликман.
Действительно долгожданный финал – из-за ковидных ограничений съемки многократно переносились, но на компромиссы режиссер был не согласен.
"С израильских сцен начинается наш фильм и заканчивается. Финальная сцена фильма происходит именно в Израиле, в Тель-Авиве, в 2005 году. И именно здесь в 2005 году Киселеву было присвоено звание "Праведника народов мира" израильским правительством, что тоже очень важно", – подчеркнула продюсер Мария Ушакова.
"Праведник народов мира" – это звание израильский мемориал Яд ва-Шем присвоил Николаю Киселеву в 2005-м. Посмертно. Он ведь никогда не рассказывал, как в 1942-м из августа в октябрь вел евреев полторы тысяч километров за линию фронта. Три сотни выживших после нацистских "акций" в местечках – беспомощные, голодные – у партизан они искали защиты, но как воевать с такой обузой? Тогда Николаю Киселеву и было поручено вывести стариков, женщин и детей из глубокого немецкого тыла. Пешком. Ночами. Мимо немецкий патрулей.
Александр Яценко – в роли Николая Киселева. 19-летнюю переводчицу Аню сыграла Любовь Константинова – несколько месяцев она брала уроки идиша. Сергей Маковецкий – в роли одноногого Рувима Янкеля, не терявшего чувство юмора даже в самые отчаянные минуты. "Я с радостью согласился", – говорит Маковецкий.
Позади почти год тяжелейших съемок – актеры пробирались сквозь дремучие чащи, падали в грязь, уворачивались от взрывов, мерзли под проливным дождем. Белорусские поля и леса – дорога съемочной группы повторяет путь Николая Киселева и его отряда. Для режиссера Сергея Урсуляка крайне важно чувство правды в каждом кадре. И только старый Минск, от которого после Великой Отечественной ничего не осталось, снимали в Выборге.
Вот грандиозная сцена, городскую площадь превратили в рыночную. Сотни актеров массовки, и у каждого, пусть даже маленькая, но точно прописанная роль. Густонаселенный невыдуманными персонажами, сыгранный большими актерами "Праведник" станет первым киновоплощением истории Николая Киселева, рассказанной уже в 2000-х спасенными, как нес на руках двухлетнюю Берту, которая все время плакала, как делился пайком, как вел обреченных на смерть к жизни.
"Это типичный русский челове, к которому мы должны вернуться и к которому мы должны стремиться. Человек, для которого вопросы гуманизма как образа жизни становятся главными. И дело не в том, что он так хотел спасти евреев, а в том, что он просто был человеком, который спасает других людей. И мне кажется, чем скорее мы поймем, что именно в этом сила русского характера, тем нам всем будет лучше", – уверен Урсуляк.
Премьеру ждем в следующем году.