Новая российская кинокартина «Праведник» уже на большом экране. Удивительный подвиг красноармейца Николая Киселева в годы Великой Отечественной. Реальная история. Как проходили съемки? И что рассказывают актеры о работе над фильмом?
В четверг большим экраном пошла новая российская кинокартина – "Праведник". Реальная история красноармейца Николая Киселева, который в годы Великой Отечественной войны совершил удивительный подвиг. За экранизацию взялся наш большой кинорежиссер – Сергей Урсуляк. Зрители телеканала "Россия" хорошо знают его по таким многосерийным фильмам, как "Ликвидация", "Ненастье", "Тихий Дон".
Его "Ликвидацию" не просто посмотрели – выучили наизусть, разобрали на цитаты. А экранизация бессмертного романа Шолохова оказалась удивительно созвучна времени. Потом было "Ненастье" – о судьбах афганцев в лихие девяностые.
И вот, оставив на время телеэкран, Сергей Урсуляк возвращается на большой вместе с "Праведником". Оглядываясь в великое прошлое, он остается верен себе и любимым артистам.
"С главным героем я определился довольно быстро, Саша Яценко – это очень правдашный артист, не врущий ни одной секунды. А мне это было крайне важно", – рассказал режиссер.
С Александром Яценко Урсуляк впервые работал на "Тихом Доне". Вот он, Мишка Кошевой. В "Ненастье" – уже главная роль.
С Сергеем Маковецким на премьере "Праведника" отметили юбилей – десять фильмов вместе.
Бесстрашный талант: с серьгой в ухе – Пантелей Прокофьевич Мелихов, в трениках с вытянутыми коленками – колоритнейший Ярсаныч в "Ненастье". Сомневающийся и неловкий – физик Виктор Штрум в "Жизни и судьбе".
"С радостью согласился, когда Сергей Владимирович позвонил и смешно мне сказал: "Сережа, ты играл у меня еврея, ты был у меня хромым, ты был у меня немытым и нечесаным – есть возможность соединить три в одном", – вспоминает Маковецкий.
Евгений Ткачук, открытый Урсуляком в "Тихом Доне", в "Праведнике" – с фиксой и хитрой улыбкой – играет партизана Ферзя. Тот и в отряде пригодился, и влюбился.
"Если она ортодоксальная еврейка, почему она так легко влюбилась и отдалась этому человеку? Я спрашивала у Сергея Владимировича, думала, он ключик даст – "Ну, не знаю, ну оправдай это как-нибудь". Я сидела дома и оправдывала", – рассказала актриса Мария Золотухина о том, как изучала личность своей героини.
Мария Золотухина, внучка Валерия Золотухина. Для нее это первая роль в кино. Открытием фильма станет и Марк Эйдельштейн.
"Мне кажется, что Киселев – это настоящий супергерой. Если окунуться в его обстоятельства и тонкости натуры тех людей, которых он вел, становится ясно, что то, что он сделал, было в принципе невозможно – психологически, физически, морально-нравственно было очень тяжело", – говорит Эйдельштейн.
Партизан Николай Киселев перевел через линию фронта больше 200 человек из еврейского гетто. Спасаясь от фашистов, они прошли полторы тысячи километров по белорусским лесам. Съемочная группа фактически повторила путь отряда.
"Надо создать среду, в которую веришь прежде всего ты. Поэтому мы "Тихий Дон" снимали на Дону, "Ликвидацию" – в Одессе, а белорусские леса – в Белоруссии. Потому что иначе, если я бы снимал в Подмосковье, я бы все время себя проверял. Здесь мы нашли какое-то красивое место, и я понимаю, что это действительно красивое место в Белоруссии, я могу здесь снимать. А если бы нашел такое же место в Москве, в Подмосковье, я бы… все бы говорили: "Не, ну такого не может быть, это слишком красиво", – вспоминает Урсуляк.
"И еще белорусский лес очень такой был мягкий… мы бежали что-то с Ткачуком, я куда-то прыгнул и прямо понимаю, что я лечу в пень, в какой-то пень. И я прямо головой в него врезался, а он оказался мягкий, он разлетелся, как одуванчик. Я подумал – ничего себе! Там вот ты падаешь, а вот такая подушка из мха", – рассказал актер Александр Яценко.
За несколько месяцев съемок артисты многократно падали и снова поднимались, в кромешной тьме форсировали реку. Актеры пробирались сквозь дремучие чащи, падали в грязь, уворачивались от взрывов, мерзли под проливным дождем.
Работала группа и в Израиле – из-за ковидных ограничений съемки многократно переносились, но на компромиссы режиссер был не согласен.
Израильские артисты – среди них популярный Дове Гликман, интернациональная команда. "Праведник" – картина сложнопостановочная, грандиозная, густонаселенная – только массовки насчитали 400 человек. Им сшили тысячу костюмов.
"Грим был самый потрясающий, который у меня был в кино, потому что я приходила на грим, и мне брали такую черную пудру, которая вот, собственно, похожа на грязь, делали вот так – раз, два, три – "Все, иди, готова!" – рассказала актриса Любовь Константинова.
Достоверность в каждом кадре зрители уже оценили. Документальную историю Киселева – открыли.
Безупречно сыгранное, великолепно снятое кино большого стиля – уже на экранах кинотеатров. И это настоящее событие!