В эфире канала "Россия 1" состоялась премьера многосерийного детектива "Холодные берега. Возвращение". Это продолжение драматической истории Алины Новинской, разоблачившей маньяка Душителя, который держал в страхе маленький городок Озерск. На этот раз в городе орудует очередной серийный убийца, который подражает самым известным маньякам прошлого и вовлекает главную героиню Алину Новинскую в свою зловещую игру. Распутать сложное дело ей помогает подполковник Игорь Тарасов в исполнении Петра Рыкова, для которого эта роль стала новым шагом в актерской профессии. В эксклюзивном интервью платформе "Смотрим" актер рассказал, какие горизонты открылись перед ним после роли следователя и почему он бы с удовольствием сыграл серийного убийцу.
— Когда летом мы с вами встречались по поводу мелодрамы "Вместе навсегда", то остановились на трех важных для вас моментах: ремонте в новой квартире, концертах группы "Камень" и подготовке к грядущему юбилею. Что из перечисленного удалось осуществить?
— Я уже буквально на подступах к ремонту. Еду в Петербург закладывать первые транши. До этого времени была только подготовка к ремонту, потому что мне тяжело даются все эти бесконечные мытарства по инстанциям. Но сейчас уже начнется что-то более конкретное: двери, окна. Ремонт – это бесконечный конструктор. Хотелось бы не избежать классического города, но и не навертеть лишнего. Но все будет происходить на моих глазах. Возможно, удастся чему-то научиться и приложить свою руку. Почему нет? Мне всегда интересно делать что-то своими руками. Номер квартиры я точно сам выпилю. С музыкой, увы, снова отсрочки. Но, наверное, сейчас так надо. Хотя собрался материал для второго альбома. Очень хочется поехать в Смоленск поиграть с ребятами, но пока не совпадает. Виноват! Это меня "сверлит". А к юбилею я все-таки доплыл. И, кстати, это был лучший день рождения в моей жизни. И сам день, и все настроение вокруг – просто прелесть. Я со всех сторон был окружен приятными единомышленниками. И была радость от того, что закончились съемки, впереди Новый год, и можно будет перевести дыхание.
Кадр из сериала "Холодные берега. Возвращение"
— В прошлом году вы были заняты сразу в нескольких проектах. Это актерский азарт или стечение обстоятельств?
— Я, честно говоря, толком не успел об этом подумать, но что-то маниакальное в этом точно было. Три больших серьезных проекта параллельно, которые дались мне не просто, но мне за свою работу не стыдно. Я уже оказывался в похожей ситуации, когда один проект шел за другим, как раз тогда случился "Водоворот" и много чего еще. А потом я подумал, что нужно сделать паузу, встретил Сергея Комарова и оказался в "Холодных берегах", а потом достаточно неожиданно случился "Ловец снов". И завертелось. И все это были предложения именно в ту сторону, в которую хотелось двигаться. Но силенок поубавилось.
— В последних проектах у вас произошла смена актерского амплуа. Для любого артиста это рискованный шаг. В чем причина?
— У меня действительно произошла некая смена амплуа. И приятно, что оно повернулось в ту сторону, в какую и мыслилось, и мечталось, и хотелось, и все это довольно неожиданно случилось, и это очень приятно. Потому что я человек "отравленный" Порфирием Петровичем (герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" – прим.). Он же праотец всех наших следователей. Он запал мне в душу раз и навсегда! И мне хотелось в следователи. Я прекрасно знаю спрос на свою фактуру героя-любовника и зрительские предпочтения, но все меняется. Да и детективы мне ближе. И это время пришло, и теперь потихонечку, аккуратно я шагаю по этой территории.
— При этом ваш подполковник Игорь Тарасов – очень любвеобильный товарищ. Внешность помогает ему в раскрытии преступлений?
— Он же живой человек. И сам не дурен собой, и мужик не дурак. Ну, любит человек женщин. Но, опять же, двойной жизни в этом смысле не ведет, никому лапшу на уши не вешает. Хороший парень. И в расследованиях внешность ему помогает, конечно. Его, например, обвиняют в нарциссизме, но я бы не стал утверждать, что он нарцисс. Я думаю, что он просто понимает силу своего обаяния и умеет ее использовать. Но ничего недостойного он не делает. Нормальный мужик.
Кадр из сериала "Холодные берега. Возвращение"
— А что касается его отношений с героиней Екатерины Вилковой? Они сугубо рабочие?
— Вот что мне как раз и нравится в отношениях с героиней Кати, так это то, что они просто вместе работают. И не возникают у них никакие "шуры-муры". Ей, понятно, не до этого всего, но я бы не удивился, если бы Тарасов распушил свой хвост перед ней. Но этого нет. И получилась более цельная история, без всего лишнего. Я, например, как зритель очень рад, когда это чистый жанр детектива, без захода в мелодраму. То есть я понимаю, зачем режиссеры смешивают разные жанры в одном проекте – чтобы угодить большей аудитории. Первое, второе, третье и компот обязательно – и тебе, и тебе, и тебе. Но сам я больше за чистоту. Мне нравится, когда я задаю вопросы, следую за героем, становлюсь соучастником, а не когда мне все разжевывают и раскладывают по полочкам.
— С чего началось ваше знакомство с подполковником Игорем Тарасовым?
— У меня всегда два вопроса к режиссеру: первый – он профессионал? Насколько он хорош в своем деле? И второй: чудак ли он человек или нет? И это сразу очень много проясняет. Вот так же было и с ним! Все сошлось. И начали работать. Хочется еще поблагодарить нашего гениального консультанта Олега Валерьевича, человека досконально знающего все изнутри. Это было для меня такое удовольствие работать с ним, наблюдать, как он спорит с режиссером, доказывает и разбирает моего героя. Я, лично, всегда был на стороне Олега Валерьевича, он профессионал, его виднее. Почему вы думаете, что художественный вымысел интереснее правды жизни?!
— Во время работы над "Холодными берегами" сделали для себя какие-то открытия о профессии следователя и полицейской системе?
— Кстати, да. Олег Валерьевич всегда говорил: "Вы определитесь, Тарасов у вас кто, оперативник или следователь? Он же у вас подполковник Следственного комитета, а мотается на места преступления". Это нюансы, о которых я узнал в процессе работы. Прокурор, следователь, оперативник – разница есть. На самом деле, конечно, это адская работа. На нее приятно смотреть в телевизоре, но в жизни это очень сложно. Но работа интересная, по-своему тоже творческая. Везде свои нюансы. И опять же, своим примером Олег Валерьевич доказал, что везде есть нормальные мужики, нормальные люди в любой системе. И хотелось транслировать именно это. Я сейчас много смотрю старых советских детективов, и стражи порядка в них мне очень нравятся.
— Какие фильмы вы пересматриваете?
— "Визит к минотавру", "Профессия – следователь", "Противостояние", тот же "ТАСС уполномочен заявить". И там есть и риск, и азарт, и игра, конечно! Показаны нормальные, умные, действительно сосредоточенные и занимающиеся делом люди. Я им верю! Видишь человека настоящего, который чувствует в себе это призвание, который вызывает уважение и интерес. Наблюдать за этим одно удовольствие. Хоть и видел фильмы не один раз и все знаю, а оторваться реально не могу. Такого я не припомню из новейшего кино, а очень бы хотелось! И у нас, кстати, для этого большой потенциал в принципе. Давайте прямо классно сделаем! Я еще не видел такого, чтобы меня за нос водили, и я не мог оторваться от экрана.
— Режиссер Дэвид Финчер говорил, что все люди – извращенцы, поэтому именно на этом факте он успешно построил свою карьеру в жанре триллеров. Чем вы можете объяснить популярность в России историй про серийных убийц?
— Пусть и с небольшим опозданием, но до нас докатилась волна пресловутого скандинавского нуара, и она, как говорится, зашла. Да и нам хочется идти в ногу со всем миром, поэтому снимаем теперь про маньяков. Почему такие истории в принципе интересны? Мне кажется, все просто. Это классические отношения "охотник – жертва". Плюс всегда интересно погружаться в то, что тебя вроде как и не касается. Смотришь, все чисто, а оно есть! Заглянул за портьеру, а там грабежи, подпольные казино, наркотики, проституция, маньяки. Это определенный срез общества, но многие до сих пор уверены, что такого не существует. Но вот вам одна из многих историй, которая разворачивается в современном обществе в среднестатистическом российском городе. Это очень любопытно!
— А что, на ваш взгляд, выгодно отличает "Холодные берега" от ряда других проектов на похожую тематику?
— Во-первых, восемь серий. Очень хорошая дистанция, где действительно некогда лить воду, а можно сразу сконцентрироваться на главной идее. Во-вторых, сюжетный поворот. Лично меня он очень зацепил, это действительно интересно, есть развитие, а не как бывает – ехали, ехали и никуда не приехали. Мне самому интересно такое смотреть. И не хочется из этого мира выплывать.
Кадр из сериала "Холодные берега. Возвращение"
— Вы же говорили, что не смотрите свои работы. Что изменилось?
— Обычно я точно знаю, что будет. Калька, калька. Это же вообще принцип действия нашей киноиндустрии – нашли что-то одно удачное и пока всю жилу не вытянут, не успокоятся. Я так рад, что жанр детектива стали заново переосмысливать, а ведь были только мелодрамы и посмеяться – все, больше ничего. А год назад я присоединился к команде "Холодных берегов", и рад этому. Они ничего специально не выдумывают, не раздувают, побольше бы таких проектов. Поэтому и смотреть буду.
— Планируете дальше изучать образ следователя?
— Я с удовольствием. Не знаю, как получится на самом деле, потому что все зависит от поступающих предложений, но мне это очень интересно. Хочется свой любопытный нос засунуть в эти истории еще не раз.
— Со следователем все понятно. А согласились бы сыграть серийного убийцу?
— Да, конечно, с удовольствием. У меня был небольшой заход в ту сторону, очень любопытно. Во-первых, поиграть в это очень интересно. Во-вторых, в них интересно покопаться, очень любопытно. Они же разные все. Вы знали, что серийный убийца – это одно, маньяк – это другое? Не обязательно серийный убийца – маньяк. Очень хотел бы оказаться по другую сторону, понять мотивы охотника и жертвы. Это же игра, и это безумно любопытно. Все еще впереди. А пока хочется по щелчку оказаться на море. Такой возможности после "Холодных берегов" у меня еще не было.
Татьяна Санина, Василий Кузнецов // Smotrim.ru
Все серии проекта "Холодные берега. Возвращение" доступны на медиаплатформе "Смотрим".