Праздничный вечер в широком кругу друзей. В московском театре Et cetera. Как и когда должен появится Калягин – секрет вечера. Великий мистификатор даже свой юбилей он превратил в драматургию. Пока же видеобращение к залу: "Ну вот я сам шагнул на горизонт и оказалось есть признаки жизни".
В 1972 году Калягин сыграл в спектакле "Повести Белкина". Между двумя этими появлениями мастера почти полвека. Общее только сцена и талант. Остальное – сплошные творческие метаморфозы.
"Все люди, которые работали со мной над этой ролью, над этими ролями, это – мои открытия, это мое богатство человеческое. Это мое богатство мастерства, – говорит артист.
"Звериная наблюдательность – моя главная актерская черта", – размышляет Калягин и добавляет: "Все время надо что-то делать, творить, все время надо что-то придумывать, сочинять…".
Актерство – это почувствовать боль. Как в медицине. Где до театра и кино он работал фельдшером. Кинороль Платонова в "Неоконченной пьесе для механического пианино" – переломная. Никита Михалков – режиссер, феноменально открывший самые удивительные образы Калягина в кино.
""Свой среди чужих", где ты абсолютно бесстрашно давал пример всем остальным существовать в образе, не стесняясь, не зажимаясь и наслаждаясь работой", – говорит, как-бы обращаясь к юбиляру, Михалков.
"Это – диапазон человеческой личности и плюс еще образование, культура его, что и позволяет ему играть все что угодно", – характеризует артиста режиссер и сценарист Александр Адабашьян.
"Это зритель очень тепло принял. И сама пьеса была изумительная, по которой был поставлен этот фильм и все, и Валя Гафт, и Джигарханян", – вспоминает Калягин о своей роли в комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!".
Калягин – яростный в искусстве. Одинаково достоверный на всех творческих сценах. И во всех воплощениях. После Московского Художественного театра имени Чехова, где артист служил почти 30 лет, он придумает собственную фантазию на тему театра. Еt cetera – место, где возможно все, кроме пошлости и скуки. А название – символ бесконечности движения жизни, рождающего поиск.
Огромный от Бога актерский талант помог ему выразить себя в искусстве. А для искусства он еще и неутомимый организатор – председатель Союза театральных деятелей.
"Театр должен быть одних из тех факторов в жизни, таких очень важных, которые могут вдохновлять. Надо поднимать народ, поднимать его эмоции, ум, его творчество", – утверждает артист.
В искусстве нужна молния. А в судьбе – жизненный порыв. Радость придумывания это то, что для Александра Калягина остается единственно мыслимым способом существования
"Я живу очень сильно мечтой, она меня поднимает на ноги, она меня заставляет двигаться. И надежда тоже заставляет двигаться, намагничивать вокруг себя людей и ситуацию. Лишь бы это состоялась… И мечта и надежда", – с надеждой заявляет юбиляр.