11 июля в возрасте 94 лет скончался чешско-французский писатель Милан Кундера, известный большинству по роману «Невыносимая легкость бытия».
Портал "Звук Медиа" проследил, как как жизнь и творчество выдающегося прозаика были связаны с музыкой и почему она была важной частью его судьбы.
Милан Кундера родился в апреле 1929 года в Брно. Его отец, Людвиг Кундера, был музыковедом, преподавателем и пианистом. Он с детства прививал сыну любовь к музыке, к современному искусству.
Милан научился играть на фортепиано еще в детстве. А позже стал изучать композицию под руководством товарища своего отца.
В 20 с небольшим лет Кундера сочинил свои первые музыкальные произведения. Среди них был, например, цикл песен на стихи французского поэта Гийома Аполлинера. А когда война закончилась, юный Милан, кроме всего прочего, подрабатывал джазменом.
Писать Кундера начал в 50-е. И одним из главных героев его книг всегда была музыка. Автор и его герои говорят о Бетховене, Шенберге, Стравинском и других композиторах. Писатель всегда подробно описывал музыкальные вкусы своих героев. Множество фраз о музыке, прозвучавших на страницах его книг, стали крылатыми.
- "Музыка – это насос для надувания души".
- "Он считает музыку избавительницей: она избавляет его от одиночества, замкнутости, библиотечной пыли, открывает в его теле двери, сквозь которые душа выходит в мир, чтобы брататься с людьми".
- "Когда играет музыка, мы слышим мелодию, забывая, что это лишь одна из форм времени".
- "Музыка – это отрицание фраз, это антислово".
Бывало, что Кундера конструировал целые произведения и их части по принципу музыкальных композиций. Среди подобных – "Утраченные письма" в "Книге смеха и забвения".
В 90-х Кундера издавал свои книги на французском. Подражая композиторам, он называл свои сочинения опусами. Последний крупный опус писателя увидел свет в 2014 году.
На похоронах отца Кундеры играли Струнный квартет № 2 Яначека. Под какую музыку проводят самого Милана Кундеру, покажет время. Но одно ясно: встретившись, отец и сын смогут послушать музыку вместе. И обрести наконец легкость бытия…