Этого фильма Эльдара Рязанова могло вообще не быть. Ну, или, его бы снял не Рязанов, а кто-то другой. И вот здесь появляется очень важный вопрос – а обрела бы тогда «Карнавальная ночь» статус народного фильма? В нашем материале рассказываем, как этот комедийный советский мюзикл добирался до экранов кинотеатров и с какими испытаниями пришлось столкнуться Рязанову-дебютанту.
"Карнавальную ночь" в эти новогодние праздники обязательно покажут по телевизору, но вы можете посмотреть ее уже сейчас. На медиаплатформе "Смотрим" золотая коллекция киностудии "Мосфильм" доступна всем желающим бесплатно и круглосуточно.
Для Эльдара Рязанова фильм "Карнавальная ночь" стал фактически дебютной комедией в карьере. Браться за него он не хотел, так как видел себя совершенно в другом жанре. По мнению режиссера, начинать нужно было с чего-то более серьезного, драматического. Но директор киностудии "Мосфильм" Иван Пырьев настоял, чтобы Рязанов взял комедию Ласкина и Полякова в работу. Получив на руки сценарий, Эльдар Александрович обнаружил в нем массу фабульных неувязок, поверхностно прописанных персонажей и острую нехватку действия (похоже, все остальные, кому Пырьев предлагал "Карнавальную ночь", не просто так отказывались снимать это кино).
В роли нового начальника, товарища Огурцова, Эльдар Рязанов видел только Петра Константинова, но тот вместо комедийного образа давал драматический, что превращало легкое новогоднее кино в заунывное зрелище. Иван Пырьев настоял на кандидатуре Игоря Ильинского – актера уже опытного, с которым начинающий Рязанов первоначально работать побаивался. Режиссер считал, что раз Ильинский уже успел распробовать известность, то проблем с ним на съемочной площадке он не оберется. Но указание Пырьева Эльдар Александрович выполнил беспрекословно. Игорь Ильинский, прочитав сценарий, от роли отказался, объяснив свое решение тем, что он уже играл подобного персонажа в кинокартине "Волга-Волга". Рязанову удалось убедить актера, что Огурцов, хоть и имеет некое сходство с товарищем Бываловым, на самом деле разительно от него отличается (позднее на съемках Рязанову и Ильинскому удалось придумать отличительные черты Огурцова, которые, действительно, выделили его из общей массы героев истории).
Людмила Гурченко, сыгравшая в "Карнавальной ночи" Леночку Крылову, могла в фильм просто не попасть. Первые пробы провалились: и из-за ленивого и очень опытного оператора, и из-за самой Гурченко, которая, как говорят, слишком много кривлялась, а потому смотрелась неорганично. Тогда худсовет принял решение взять Людмилу Касьянову – неопытную актрису из самодеятельности (на пробах она всем понравилась). Через несколько дней съемок стало понятно, что Касьянова роль Леночки просто не тянет – работа остановилась. Решение неожиданно нашел Иван Пырьев. В коридорах "Мосфильма" он встретил Людмилу Гурченко – и узнал в ней ту актрису, которая принимала участие в пробах. Говорят, от неожиданности Гурченко отвечала на вопросы Пырьева с присущим ей говорком, напрочь забыв обо всем, чему училась. Директор студии привел ее в павильон, попросил меньше кривляться и распорядился правильно выставить свет и вообще сделать все красиво. Новый оператор Аркадий Кольцатов поработал на славу – съемочная группа получила свою Леночку.
Конечно, ввиду своей неопытности, Эльдар Александрович все-таки столкнулся с неуважительным отношением. Как раз новый оператор Кольцатов однажды начал снимать без него. Рязанов мог бы смолчать, но именно в тот момент определялось, кого съемочная группа должна слушаться и кому подчиняться. Режиссер высказал более опытному коллеге, чтобы никакие эпизоды более без него не снимались. Упрочил свою позицию Эльдар Рязанов с помощью Игоря Ильинского, которого больше всего опасался. Но, вопреки ожиданиям Рязанова, Ильинский ни разу не был высокомерным. Более того, он очень уважительно относился к молодому режиссеру, призывая всех остальных делать то же самое.
"Карнавальная ночь" – фильм, который состоялся благодаря начавшейся политической оттепели. Рязанов неожиданно для себя снял советскую версию классического голливудского мюзикла. Но дело не только в правильно выбранных и удачно написанных песнях, но в декорациях и костюмах. Авторы "Карнавальной ночи" элегантно заимствовали все самое лучшее из уже придуманного лидерами мировой индустрии. Специально для съемок были созданы платья в стиле New Look (такая вот отсылка к Кристиану Диору), а муфта из белого меха после премьеры фильма на годы стала фаворитом среди желанных женщинами модных аксессуаров. Месяц с лицом, висящий над сценой, – отсылка к Жоржу Мельесу и его фильму "Путешествие на Луну", а гигантский будильник, на фоне которого Гурченко спела легендарную песню про пять минут, – и вовсе очевидная "голивудщина", которой так добивался Пырьев. Все это было призвано сместить фокус внимания зрителей с недостатков сценария, в котором не хватало действия и логики, на, собственно, основных героев и антураж.
Съемочных локаций по сути было две: всем привычные павильоны "Мосфильма", где работали над музыкальными номерами, а также фойе Театра Советской Армии, использовавшиеся для интерьерных съемок. В последнем случае группа столкнулась с непредвиденной проблемой: от того, что осветительное оборудование недостаточно охлаждалось (помещения были слишком маленькие), температура начала расти. А чем выше температура в помещении – тем сложнее актерам работать. А еще участники съемок вспоминают, что так как финальный концерт "Карнавальной ночи" снимали несколько дней, вся еда, находившаяся на столах гостей, начала тухнуть – запах вокруг стоял соответствующий.
Когда примерно половина кинокартины была отснята, из-за возникшего перерасхода бюджета созвали специальный худсовет, в который вошли, в том числе, известные и опытные режиссеры. Именно от этих людей зависело будущее дебютного игрового фильма Эльдара Рязанова. В итоге худсовет разнес "Карнавальную ночь" в пух и прах, назвав фильм пошлостью и абсолютной бездарностью. Однако режиссеру дали возможность закончить съемки, потому что менять что-либо было уже поздно, да и потраченные деньги не вернешь. Спустя несколько месяцев фильм был готов. Но перед тем, как вновь нести его на согласование, Иван Пырьев решил показать отснятое Михаилу Ромму ("Ленин в 1918 году", "Адмирал Ушаков" и др.), к которому кинематографическое сообщество прислушивалось и даже считало авторитетом. Говорят, Ромм от души смеялся – и встал на защиту Эльдара Рязанова. Впоследствии финальный вариант фильма утвердили без единого замечания. К слову, периодически в съемочный процесс пытался вмешиваться глава "Мосфильма": он вынуждал Рязанова вносить правки и делать так, как сам хотел. Но Эльдар Александрович, внимательно все выслушивая и кивая головой, все равно делал все по-своему (за это Пырьев прозвал дебютанта "тихим упрямцем").
История песни про пять минут, ставшей заглавной для фильма, тоже оказалась весьма интересной. В сценарии все было очень лаконично: Леночка Крылова должна была спеть некую песенку-приветствие. Вот только самой песни изначально не было, а номер надлежало растянуть на целых 5 минут. За основу взяли идею Рязанова, который еще на подготовительном этапе хотел, чтобы в "Карнавальной ночи" прозвучала песенка про хорошее настроение. Автор Владимир Лившиц отказался писать про это, тогда к работе привлекли Вадима Коростылева. По воспоминаниям дочери поэта, именно с этой музыкальной композицией у отца было связано одно из самых забавных воспоминаний. Написать песню его попросил лично Иван Пырьев, причем сделать это нужно было срочно. Тогда, чтобы ускорить процесс, Коростылев попросил выделить ему комнату, дать бумагу, ручку, хороший кофе и… бутерброды с икрой. Результат по сей день напевает вся страна.
Впервые "Карнавальную ночь" зрителям представили 29 декабря 1956 года – без какого-либо пафоса и рекламы. На утро Рязанов и Гурченко проснулись знаменитыми. К концу проката фильм посмотрели около 50 млн человек.