Каждому актеру умел сказать слово: коллеги – о Викторе Мережко

Каждому актеру умел сказать слово: коллеги – о Викторе Мережко

Не стало сценариста и режиссера Виктора Мережко. Ему было 84. По сценариям Мережко сняты ставшие классикой фильмы "Родня", "Полеты во сне и наяву", "Одинокая женщина желает познакомиться". В конце восьмидесятых – начале девяностых Мережко вел популярную телепрограмму "Кинопанорама". Обладал практически неиссякаемой энергией, был секретарем Союза кинематографистов, членом Союза писателей, председателем правления Дома кино. Президент России Владимир Путин выразил глубокие соболезнования близким кинематографиста.

Виктор Мережко – автор более чем 50 киносценариев. Режиссеры в очередь выстраивались за каждым его творением: вот на "Ленфильме" хранится папка с фотоматериалами к одному из лучших фильмов Мережко – "Прости". В нем снялись Наталья Андрейченко, Алиса Фрейндлих и сам Виктор Мережко.

Актер, режиссер, но сценарист – прежде всего. И сценарии Виктору Мережко диктовала сама жизнь. Образ Людмилы Зайцевой в фильме "Здравствуй и прощай" он списал со своей мамы, героиню и зовут так же – Шура. В "Родне" Нонна Мордюкова воплотила характер тещи Виктора Мережко, а главного героя в "Полетах во сне и наяву" сценарист подглядел, наблюдая за своим братом.

Сценарий его собственной судьбы начинался с вторжения фашистских оккупантов – в то время семья с четырьмя детьми жила под Ростовом, далее – голод и нищета, да такая, что маленькому Вите приходилось просить милостыню. Ему – будущему народному артисту, звезде, бонвивану.

"Виктор Иванович – человек, который сам себя сделал. Его жизнь – на уровне Горького "Мои университеты". Все, что у него было в жизни, – это залог его успеха как кинодраматурга", – говорит кинодраматург, художник-постановщик, актер и режиссер Александр Адабашьян.

Исполнить детскую мечту о кино удалось не сразу – до ВГИКа Мережко успел побыть и дровосеком, и разнорабочим, и инженером-технологом, но именно этот опыт научил его писать сценарии.

"Вроде бы все очень просто, а там такие глубины открываются. Вы помните, как герой Янковского (в фильме "Полеты во сне и наяву" – ред.) сжимает локти в стоге сена и возвращается как бы в материнскую утробу? Он не хочет появляться в этот мир, он хочет уйти из этой жизни, но нужно жить, нужно любить", – вспоминает драматург, киновед и режиссер Александр Поздняков.

"Он каждому актеру умел сказать слово. Когда он говорил, каждый актер расцветал. Даже такой, как Гафт, даже такой, как Евстигнеев. Надо же уметь поговорить с актером, рассказать. А кто, как не сценарист, раскрывает актерам свои задумки – какая мина замедленного действия, чтоб в конце она сработала. А он это все мог рассказать актерам", – рассказал кинорежиссер, сценарист и продюсер Владимир Краснопольский.

Фильмы, снятые по сценариям Мережко, становились классикой советского кино. В 1990-е, в период "бескартинья", он работал в основном на телевидении, но и тогда смог в соавторстве с Андреем Кончаловским создать фильм "Курочка ряба", участвовавший в Каннском кинофестивале. А в 2000-х по сценариям Мережко выходило по несколько лент в год. Работоспособность его была равна таланту.

"Я не могу не работать, я с ума схожу, если не работаю", – говорил в свое время Мережко.

Работать, тренироваться, разговаривать с любимым попугаем, изучать природу человеческих отношений – все это было Мережко в удовольствие. Он любил жить и у него красиво это получалось. А самым большим удовольствием, рассказывал Виктор Иванович, для него было поставить в рукописи слово "конец". И самому себе сказать – "класс какой!".

Мы в соцсетях           

 

 

Leave a Reply