Российский Госфильмофонд сегодня отмечает 75-летний юбилей. В одном из крупнейших в мире кинохранилищ – сотни тысяч роликов кинопленки, шедевры отечественной и зарубежной классики, эталонные копии фильмов, которые постепенно переводят в цифру, уникальная кинохроника, в том числе времен Великой Отечественной войны
По объему единиц хранения киноархив России занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Коллекция Госфильмофонда – национальное кинонаследие, которое бережно хранят, а иногда и восстанавливают буквально по крупицам.
Первый русский фильм 1915 года с участием великого оперного певца Шаляпина, игравшего Ивана Грозного, в прокате провалился с треском. Хотя снимали по мотивам оперы Римского-Корсакова "Псковитянка", а массовке был задействован будущий народный артист СССР Михаил Жаров.
"Шаляпину никто не объяснил, что в кино не нужно говорить, если остаешься один в кадре, это не театр и не опера. А Шаляпин постоянно проговаривал, разумеется, текст оперы, которую играл в театре", – пояснила научный сотрудник Госфильмофонда России Тамара Шведюк.
Более миллиона роликов кинопленки хранят образы ушедших поколений, начиная от первых фильмов братьев Люмьер. В архиве бумажных документов Госфильмофонда, который насчитывает более полумиллиона единиц хранения, можно найти немало удивительных историй о том, как бывает сложен порой путь художника в разные исторические эпохи.
В одной из папок фильмового дела "Броненосца Потемкина" сохранился список надписей для немого варианта картины. Эйзенштейн предполагал, что фильм начнется со слов наркома по военным и морским делам СССР Льва Троцкого. Но в январе 1925 года Троцкого сняли, и цензура попросила режиссера убрать его слова из фильма. Так в списке надписей появилась новая цитата из Ленина, которую аккуратно приклеили поверх исчезнувшей цитаты Троцкого.
С новым прологом "Броненосец Потемкин" и вошел в историю мирового кинематографа.
"Мы, научные сотрудники, действительно ощущаем себя то ли драконом, то ли войском дракона, стерегущего сокровища, как называл киноархивы Жан Кокто. По крайней мере, люди, которые здесь работают, может, и не изрыгают пламя, но внутренний пламень в них клокочет. Это совершенно точно", – уверен историк кино Евгений Марголит.
Помимо художественных картин, в Госфильмофонде хранится огромное количество уникальных исторических материалов. В том числе трофейная кинохроника гитлеровской Германии и фильмы, которые пропагандисты Геббельса и Розенберга делали для оккупированных советских территорий. Большинство роликов было предназначено для остарбайтеров Западной и Восточной Украины.
Например, в пропагандистском фильме для рейхскомиссариата "Украина" есть кадры, как администрация вербовочной комиссии в Киеве сообщает о размерах пайка в дорогу и шутит, что в пути водка не лишняя, поэтому каждому будет выдана бутылка водки в дорогу.
"Для многих украинцев эти поездки закончились еще в дороге. Это были забитые до отказа вагоны, невероятные нечеловеческие условия. Дети умирали, трупы выкидывали прямо на ходу", – поясняет главный научный сотрудник Госфильмофонда России Денис Федорин.
Сегодня Госфильмофонд России ведет огромную просветительскую деятельность, организуя экскурсии и демонстрируя коллекционные фильмы, чтобы уникальное наследие было доступно всем поколениям жителей в нашей стране.