Фильм «Шаляпин»: сложные перевоплощения и противоречивый характер

Фильм "Шаляпин": сложные перевоплощения и противоречивый характер

Большая премьера, которую нельзя пропустить. Телеканал "Россия" готовит новый многосерийный фильм "Шаляпин" о судьбе великого русского оперного баса.

Мальчик из суконной слободы, который встречает у трактира подвыпившего папу, годы спустя покорит сцены, потрясет мир. И отец – уже во фраке – будет отмечать премьеру сына в ресторане.

Погода благоволит – позволила рыночную площадь раскинуть на невском берегу. А вот прямо во дворике на Дворцовой набережной массовке поправляют грим и костюмы. Напоминающий флорентийское палаццо Владимирский дворец уцелел в революционном огне, выстоял в Великую Отечественную – больше чем декорация, ожившая история!

Дворец великого князя Владимира Александровича, в 1920-м ставший Домом ученых, интерьеры сохранил потрясающей красоты и достоверности. Вот дубовый зал с изразцовой печью трудами художников превращается в ресторан – искрит хрусталь бокалов, сияет столовое серебро, и уже охлаждается шампанское.

Икра черная, публика достопочтенная. Шаляпин нарасхват. Талант, стать, голос и великий характер привели из церковного хора в императорские театры. На рубеже веков, сломе эпох, в самых сложных исторических обстоятельствах.

Вечером 9 января 1905-го спектакль в Большом театре отменили. Но публика расходиться не спешила – ждала Шаляпина. И одна часть зала запела "Марсельезу". Другая – "Боже, царя храни".

"Шаляпин спел "Марсельезу" вместе с залом, – рассказывает продюсер Екатерина Жукова. – Полагая, что это правильно, жалко было людей – такая трагедия произошла, он откликнулся, а потом переживал, что, может быть, не до конца понял и неправильно сделал. Он понимал меру ответственности публичного человека и популярного артиста за свои оценки общественно-политические".

Шаляпина мало сыграть – нужно, конечно, еще и спеть. Фонограмму специально для фильма записывает великолепный Ильдар Абдразаков. Сложно всем: и оперному артисту, и драматическому. Многоступенчатые перевоплощения. Александр Горбатов в образе Шаляпина исполняет партию Годунова голосом Абдразакова, и все это на исторической сцене Большого театра!

Кино – искусство круглосуточное. Три часа ночи. Съемка в самом разгаре. Работать на исторической сцене Большого театра группа может только после полуночи – днем здесь идут репетиции, вечером – спектакли. Ближе к пяти утра из ложи на сцену взглянет артистка Юлия Снигирь – она играет Марию Петцольд, вторую жену Шаляпина.

А вот и сцена первой встречи – с этой минуты жизнь Шаляпина разорвалась между женщинами и городами. Мария магнитом в Петербург тянула. А в Москве оставалась первая жена, итальянская балерина Иола Торнаги.

Царь-бас, он весь соткан из противоречий. Первый народный артист республики, в 1922-м не вернувшийся с американских гастролей. Любящий отец – в советской России он оставил Иолу и пятерых детей. Рассказывают, до конца жизни возил с собой чемоданчик с землей с Родины. Еще есть легенда о патологической Федора Ивановича жадности.

"С одной стороны, он был по-мужицки жадным, а с другой – жертвовал направо и налево. Когда началась Первая мировая, он у себя в доме открыл госпиталь для солдат", – рассказывает продюсер Егор Анашкин.

Вот Шаляпин ругается на преданного Санчо Пансо (Исая) – тот извозчику заплатил лишнего. Исай суетливо семенит, Федор Иванович вышагивает, словно бы и не замечая московских сугробов.

Время, ожившее в кадре. Москва, морозный зимний день 1904 года – снять такую красоту в XXI веке можно только в мосфильмовской декорации. Мерзнет массовка, а в повозку – чудеса кино да и только – запряжены сразу 200 лошадиных сил! А вот уже и сам подгулявший Шаляпин тянет по Петербургу пролетку вместо упряжных.

Банковский переулок засыпали песком, задекорировали тумбами с афишами. Вместе с Федором Ивановичем – верный друг художник Коровин. Они, как две стихии. Дуэт Александра Горбатова и Александра Яценко – снова на экране.

"Коровин – воздух, который это пламя может ввести в пожар, а может просто задуть, затушить", – говорит актер Александр Яценко.

Съемки – в исторических местах. Репинские пенаты. Или парки Ораниенбаума.

Коровин и Врубель, Рахманинов и Мамонтов, жены, друзья, антрепренеры – калейдоскоп невыдуманных персонажей, а в центре – бас земли русской.

"И не просто так голос, а явно Боженька взял и в макушку-то поцеловал", – говорит актер Роман Мадянов.

Как человек из ниоткуда в 24 года спел в миланском La Scala… Критики предложили "записать эту дату золотыми буквами". Как крестьянский сын вывел на мировую сцену русскую оперу… Шаляпин к зрителям вернется, и этого стоит дождаться.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.

Мы в соцсетях           

 

 

Leave a Reply