9 марта в 21:20 на канале "Россия 1" – премьера масштабной историко-приключенческой саги "Елизавета". Это захватывающая романтическая история любви и испытаний будущей императрицы Елизаветы, дочери Петра Первого. На экране начало XVIII века – эпоха авантюр и безудержных страстей: интриги, погони, дуэли и балы, красавицы в роскошных платьях и храбрые офицеры Преображенского полка.
Главную роль в сериале режиссера Дмитрия Иосифова ("Екатерина. Взлет", "Екатерина. Самозванцы") исполняет Юлия Хлынина. Также в ленте снимались Александр Балуев, Агриппина Стеклова, Виктор Раков, Алексей Агранович и другие звезды кино.
Синопсис
1725 год. Петр I (Александр Балуев) перед смертью переписывает завещание и оставляет управление страной в руках любимой младшей дочери – 16-летней Елизаветы (Юлия Хлынина). Но юная цесаревна отчаянно влюблена и совсем не стремится к власти. Завещание она воспринимает как проклятие. Неожиданно самые влиятельные придворные – вице-канцлер Андрей Остерман (Алексей Агранович) и князь Александр Меншиков (Виктор Раков) – становятся ее врагами. И даже родная мать Екатерина I (Агриппина Стеклова) начинает видеть в дочери исключительно соперницу в борьбе за трон. Против воли Елизавета оказывается в водовороте дворцовых интриг. Но, рожденная царствовать, она должна спасти Отечество от хаоса и смуты.
Кадр из фильма "Елизавета"
Режиссер Дмитрий Иосифов: "В первую очередь это история любви юной Елизаветы. И главный конфликт, на который нанизывается все остальное, в том, что власть ей не нужна. В силу фамилии и происхождения Елизавете никуда от нее не уйти, но она искренне не хочет быть императрицей. У нее совершенно другие устремления: она хочет жить полноценной жизнью, хочет любить, хочет беззаботно смотреть на звезды… Но с ней происходят события, которые заставляют ее повзрослеть. К чему Елизавета придет – зрители увидят сами".
Многосерийный фильм "Елизавета" – новая глава из грандиозного исторического цикла: на "России 1" с большим успехом прошел показ картин, посвященных судьбам Ивана III и Софии Палеолог ("София"), Ивана Грозного и Анастасии Захарьиной-Юрьевой ("Грозный"), Бориса Годунова и Марии Скуратовой ("Годунов"). Правление императрицы Екатерины II в XVIII веке представлено в трилогии "Екатерина". Над сериалом "Елизавета" работала практически та же съемочная группа, что создавала одни из самых рейтинговых проектов телеканала – "Екатерина. Взлет" и "Екатерина. Самозванцы": режиссер-постановщик Дмитрий Иосифов, оператор Максим Шинкоренко, художник по костюмам Светлана Москвина, художник по гриму Артем Демидов. К команде присоединился художник-постановщик Вадим Шафранский.
Историческая справка
В 1722 году Петр I впервые в истории отменил обычай передавать власть прямому наследнику по мужской линии. И оставил право выбора за действующим государем. Через два года император обвенчался с Екатериной (бывшей Мартой Скавронской), она была коронована как императрица. Поэтому, когда Петра Алексеевича не стало, в поисках его завещания с именем наследника были перерыты все бумаги царя, но следов не нашли.
Кадр из фильма "Елизавета"
Тайну завещания Петра пытались раскрыть на протяжении многих лет. Выдвигались разнообразные версии, среди которых авторы сериала "Елизавета" выделили одну: невозможно представить, что Петр Первый мог оставить столь важный государственный вопрос нерешенным, а единственным человеком, который никогда не обманул его доверия, была его младшая дочь. Поэтому император, умирая, подписывает завещание в пользу Елизаветы, но документ был похищен. Эта версия научно не доказана, но и не опровергнута. Именно она вдохновила создателей сериала на увлекательную историю с авантюрной интригой. Тем не менее исторические детали и персонажи, факты, события и даты воссозданы в сериале с высокой точностью.
Режиссер Дмитрий Иосифов: "Мы не стремились специально к исторической достоверности, хоть и не отклонялись от нее, это чисто приключенческий жанр, как у Дюма. Вольная фантазия на тему: возможно ли то, что происходит в нашей картине? Да! Мы сделали жанровое, приключенческое, авантюрное кино, и главным для нас было показать живых людей на крутых поворотах истории".
О замысле картины и сценарии
Над сценарием работала большая команда авторов: Дмитрий Иосифов, Лариса Степанова, Александр Топурия, Ирина Зуй и Иван Заваруев. Сценаристы подробно изучали реалии XVIII века: как признавались в любви, как проходили дуэли или пиршества, каким был уклад жизни при дворе. Среди источников их вдохновения – знаменитые труды российских историков, исторический роман Алексея Толстого "Петр Первый", комедия Петра Гнедича "Ассамблея", сценарий Олега Осетинского к фильму "Михайло Ломоносов" и многие другие произведения.
Самым сложным для сценаристов было воссоздать устную речь персонажей. Потому что никаких свидетельств о том, как люди тогда говорили, нет вообще, и речь устная и письменная сильно различались. По-разному говорили люди разных сословий, официальный язык указов отличался от бытового. А надо было сделать так, чтобы все было понятно и чтобы зритель слышал живую, образную, богатую речь.
Неотразимая Елизавета
Кадр из фильма "Елизавета"
На роль Елизаветы было более 50 претенденток. Однако на кастинге Юлия Хлынина покорила режиссера и продюсеров проекта буквально с первого взгляда.
Юлия Хлынина: "В начале нашей истории Елизавета совсем юная, наивная девочка. Она хочет жить полноценной жизнью, любить и быть любимой. Но из-за обстоятельств, в которых она оказывается, ей приходится быстро повзрослеть. И она проходит в картине большой и важный путь: становится самостоятельной и мощной личностью, которая способна принять любой вызов. Для меня эта роль, конечно, челлендж, потому что это мой первый такой масштабный проект и серьезная главная героиня".
К слову, Юлию Хлынину гримировали минимально: легкий макияж, распущенные волосы. Когда героиня немного повзрослела, образ дополнили накрученными локонами, более изысканными прическами, драгоценными камнями, кольцами и брошами. Для съемок были изготовлены четыре одинаковых парика с длинными медно-рыжими волосами, из которых делали разные прически.
Живые портреты и маска Петра I
Воссоздавая образы исторических персонажей, гримеры стремились добиться сходства с их изображениями на известных портретах. При этом от пластического грима создатели картины отказались.
В проекте было задействовано 330 париков (для царских особ, придворных, дипломатов, музыкантов, гвардейцев, лакеев), около 200 бород (для крестьян и других простолюдинов), а количество усов перевалило за 400. Специально для съемок была изготовлена гипсовая копия маски Петра I (слепок лица был сделан скульптором Карлом Растрелли еще при жизни царя).
Наряды и украшения
Кадр из фильма "Елизавета"
Работа костюмеров в картине беспрецедентна. Более 500 костюмов привезли из Испании и Италии. Большой команде художника по костюмам Светланы Москвиной надо было одеть буквально каждого персонажа в своей стилистике. Мастера вручную занимались отделкой, наносили вышивку, обшивали камнями, добавляли декор: бисер, бусы, блестки, кружево, рюши.
Для персонажей из высокой знати (царских особ и придворных) было заготовлено около 600 костюмов: для Елизаветы – 18, для Екатерины – 7, для Петра Первого, Остермана, Меньшикова и других главных героев мужского пола сделали по 4-5 смен одежды.
Детали петровской эпохи
Чтобы воссоздать атмосферу XVIII века, основным источником света в кадре были свечи. В одной из сцен в больших "дворцовых" залах одновременно горело триста свечей! Их зажигали и тушили между дублями четыре сотрудника. А для каждой смены было заготовлено около 1000 свечей.
Кадр из фильма "Елизавета"
Для проекта специально изготавливали гвардейское снаряжение: гренадерские каски, эмблемы, бляхи, знаки различия по оригиналам того времени. Мушкеты арендовали, шпаги делали на заказ, а кареты брали напрокат, искали в Санкт-Петербурге и в частных коллекциях. Тщательно продумывались и создавались копии писем исторических персонажей. К примеру, завещание Петра I было написано каллиграфами почерком императора и затем отпечатано в типографии.
Композитор Петр Фролов-Багреев стремился соединить в музыке к фильму две эпохи: современные ритмы, подчеркивающие динамику и развитие интриги, и барочную музыку XVIII столетия. В съемках ассамблеи и пиров принимали участие артисты и музыканты театра Малый Трианон (Petit Trianon theatre) – уникального коллектива, работающего в эстетике барокко и рококо.
Экстерьеры и интерьеры XVIII века
Проект снимали в Москве, Ростове, Санкт-Петербурге и окрестностях. Островки петровской эпохи нашли в Ораниенбауме, где дворец и парк сохранились практически в своем первозданном виде, в музеях-усадьбах Кусково и Царицыно. Натурные съемки проходили на берегу Финского залива и в городе Дзержинский. Исторические интерьеры снимали в здании дворца Юсуповых-Волковых (Москва) и в Санкт-Петербурге: в особняках Кельха и Половцова (ныне Дом архитектора), и в заброшенном дворце купцов Брусницыных на Васильевском острове. Декорации дворцовых интерьеров были построены в павильоне площадью 1000 квадратных метров в Долгопрудном. Там разместились личные покои Елизаветы, Екатерины I, Анны Иоанновны, кабинет и спальня Петра I, парадные залы, а также трактиры, камеры Петропавловки и многое другое.
Не пропустите премьеру историко-приключенческой саги "Елизавета" 9 марта в 21:20 на телеканале "Россия 1"!