«Аватар 2» покажут в России – неофициально, без прокатного удостоверения. Пока одни кинотеатры настаивают на параллельном импорте голливудских фильмов, другие выступают категорически против – третьи покупают дублированные на русский копии блокбастеров в идеальном качестве за рубежом. Чем грозит такая самодеятельность кинотеатрам и смогут ли зрители увидеть долгожданный фильм Джеймса Кэмерона на большом экране в 3D?
Так называемые "теневые" показы голливудских блокбастеров происходили в различных кинотеатрах страны на протяжении нескольких последних месяцев. И хотя Министерство культуры штрафует кинопоказчиков за демонстрацию фильмов без соответствующих прокатных удостоверений, им все равно оказывается выгодно ставить в расписание американское кино, ведь оно привлекает зрителей. "Аватар 2" в этом списке релизов стоит особняком – фильм Джеймса Кэмерона был и остается главной мировой премьерой уходящего года, вот только в нашей стране, ввиду ухода мейджоров, увидеть его можно будет разве что неофициально. Причем, в отличном качестве.
Как же так выходит, что механизм параллельного импорта одобрен не был, а Голливуд в российских кинотеатрах все-таки есть? Кто-то, рассчитывая исключительно на свою постоянную аудиторию, начал показывать голливудские фильмы "мимо кассы", не публикуя информацию об этом ни в соцсетях, ни на своих сайтах. Так, узнать, что "Черный Адам" показывается в каком-то отдельно взятом кинотеатре, можно было только при его личном посещении. Другие кинотеатры, пытаясь обойти закон, начали показывать голливудские блокбастеры в блоке предсеансового обслуживания (там, где обычно показывают рекламу и трейлеры), прикрепляя основной фильм к какому-нибудь короткометражному или документальному кино (чтобы проводить все официально через систему электронного билета, но при этом не упоминать название голливудского блокбастера).
Кадр из фильма "Аватар 2" (Disney Studios, 20th Century Studios)
В обоих описанных случаях, зачастую, показ производился с официальной цифровой копии с официальным же русскоязычным дубляжом, выполненным для стран СНГ (но, учитывая ситуацию, некоторые кинотеатры готовы показывать и копии в худшем качестве). Стоимость таких копий, которые "приобретаются" у кинотеатров или правообладателей за рубежом неофициально, варьируется от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких миллионов (все зависит от конкретного фильма). Так как никакой официально отлаженной и работающей системы не существует, по каждому релизу договариваются отдельно – иногда даже в разных источниках. Дата выхода таких премьер неизвестна. Как неизвестно и то, сколько еще в таком формате кинотеатры будут развлекать аудиторию, привлекая на этом столько важные сейчас средства на свое существование.
По слухам, перед новогодней битвой российские продюсеры высказали свои опасения относительно грядущей премьеры "Аватара 2": по их мнению, даже вот такой пиратский показ новинки может перетянуть на себя киносмотряющую аудиторию. Другое дело, что по той же неофициальной информации, кинотеатры "попросили" не показывать сиквел "Аватара" до 12 января (то есть до конца новогодней битвы).
Вадим Верещагин, глава кинокомпании "Централ Партнершип", на конференции "Киноиндустрия в новой реальности":
"Я в мини-сетях не вижу системного пиратства, а вижу отдельно взятые кинотеатры, которые отдельно пиратят. Но оставим это на их совести. Мы всю жизнь боремся с пиратством. Сначала с DVD-пиратством, потом с онлайн-пиратством. Видимо, будем бороться и с оффлайн-пиратством".
Представители большинства кинопоказчиков сходятся во мнении, что система параллельного импорта нужна, потому что без нее (равно как и без поддержки государства) кинотеатры попросту закроются. Самые крупные кинотеатральные сети – "Каро" и "Синемапарк/Формула кино" – выступают против. Индустриальные игроки опасаются, что этот узаконенный вариант пиратства может негативно сказаться на отношении к нашей стране у представителей других рынков. Причем, отрицательное влияние проявится не только нежеланием продавать российским дистрибьюторам новый контент, но и нежеланием защищать от пиратства громкие отечественные релизы на мировой арене (в этом случае о всемирном кинопрокате можно будет забыть).
Кадр из фильма "Аватар 2 (Disney Stuidios, 20th Century Studios)
Другая сторона медали кроется в отсутствии столь необходимого для отрасли государственного субсидирования. По мнению спикеров конференции "Киноиндустрия в новой реальности", с февраля 2023 года, у кинотеатров снова начнутся проблемы. Начиная с "Сердца пармы", кинопрокат получил множество отечественных релизов. Впереди насыщенная новогодняя программа, которую возглавляет "Чебурашка", а вот дальше пока что пустота. В этой связи представители сообщества кинотеатров в очередной раз обратились к властям с просьбой поддержать их. В противном случае, к уже закрывшимся семи сотням кинозалов присоединятся еще столько же. Пиратские премьеры, в том числе и возможный релиз "Аватара 2", не приносят ощутимой прибыли, но позволяют не закрывать свои двери для зрителей в условиях нехватки рейтингового контента.
Роман Исаев, возглавляющий прокатную компанию АВК’PRO, считает, что до "Сердца пармы" зрители просто не находили для себя в расписании интересных релизов. "Им было интересно смотреть "Тора" и "Черную Пантеру" – и они смотрели. Такие показы помогают кинотеатрам выживать, без них было бы еще хуже. Не было бы Голливуда в таком формате, закрылись бы еще больше кинотеатров", – считает Роман.
Похоже, что самые нетерпеливые "Аватар 2" все-таки увидят уже в самые ближайшие дни. Однако, как долго его будут показывать и в каком качестве – большой вопрос. Пока что других санкций, кроме штрафных, против кинотеатров не применялось.
Следите за новостями кино и индустрии в "Киноблоге" платформы "Смотрим", а также в нашем Telegram-канале: трейлеры и подборки, топ фильмов и сериалов, эксклюзивы и бэкстейджи.