Как рождаются образы, которые мы видим на киноэкране, можно узнать на выставке «За кадром», открывшейся на территории Киностудии Горького. Несколько залов проведут посетителей от хлопушки до премьеры.
"Вообще вся наша выставка, главная ее аудитория – это дети, подростки", – говорит директор Киностудии имени Горького Юлиана Слащева.
"Кто в этот мир попал — навеки счастлив стал" – знаменитая строчка из песни "Фильм, фильм, фильм" как негласный девиз выставки "За кадром". Эффектные инсталляции, впечатляющие раскадровки, подлинные костюмы и приоткрытые тайны производства – все это и правда может помочь юным посетителям определиться с будущей профессией.
"Вы поймете, сколько людей и сколько творчества нужно вложить в то, чтобы создать такую декорацию", – продолжает Слащева.
В вихре сценарных идей, которые витают над столом, можно увидеть и копии утвержденного сценария советского шпионского сериала "Конец операции "Резидент", и страницы из недавней короткометражки "Авако".
Также исполнительница главной роли, молодая актриса Мария Лобанова специально для выставки предоставила свои пробы. А на контрасте с игровыми видеофрагментами можно посмотреть альбом фотопроб 1970-х годов.
Подлинный артефакт – альбом, конечно, для посетителей будет спрятан под стекло. Но каждую страницу можно будет рассмотреть на экране рядом с витриной. Современными технологиями воспользовались и для того, чтобы увеличить раскадровки Николая Лебедева к фильму "Нюрнберг". Они служат подтверждением, что не зря режиссеров еще называют кинохудожниками.
"Я думаю, что каждая из этих кукол, каждая из этих декораций – безусловно произведение искусства", – отмечает Юлиана Слащева.
Один из ключевых вопросов, которым задаются создатели выставки: считать ли произведениями искусства декорации, костюмы и всю атрибутику, которая сопровождает кинопроцесс? Это сейчас по-настоящему королевские платья из фильмов "После дождичка в четверг" и "Юность Петра" бережно хранят. Но во время съемок актрисы носят их как повседневные. А мистический подвал из подросткового триллера "Кукольник" и вовсе был разрушен в кадре и заново воссоздан для этой экспозиции.
"Как правило, основные лавры любого кинопроизводства получают артисты, режиссеры, иногда операторы. А ведь на самом деле очень большое количество людей стоит за кадром. Которые делают очень важную работу, и они заслуживают того, чтобы о них знали", – подчеркивает актриса, посетитель выставки Елена Дудина.
Тех, кто опасается, что выставка "За кадром" развеет знаменитую магию кино, первые посетители спешат успокоить: кинематографисты сами не перестают удивляться мастерству и творческому видению своих коллег. Поэтому приготовьтесь после прогулок по этим залам полюбить кино еще больше.